Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основании характеристики и анализа национального рынка ценных бумаг определить проблемы его формирования и тенденции его развития, также разработать рекомендации по совершенствованию его государственного регулирования. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
— дать характеристику рынка ценных бумаг как сегмента финансового рынка: понятие и виды ценных бумаг;
— определить задачи, раскрыть структуру и дать классификацию рынка ценных бумаг;

Оглавление

Введение...............................................................................................................................5
1 Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка........................................7
1.1. Понятие и виды ценных бумаг....................................................................................7
1.2. Задачи, структура и классификация рынка ценных бумаг.....................................11
2 Становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь……..……...............18
2.1. Формирование рынка ценных бумаг Республики Беларусь…………….…...….18
2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь ….…………….....................................................................25
3 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь………………………………………………..…………….28
Заключение........................................................................................................................33
Список использованных источников…..........................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Рынок ценных бумаг 2012.DOC

— 205.00 Кб (Скачать)

Вместе с  тем следует отметить, что биржевой и внебиржевой вторичный рынок взаимосвязаны, имеют общий круг инвесторов, посредников, а также тесную взаимозависимость конъюнктуры.

 

2 Становление РынкА ценных бумаг

Республики Беларусь

2.1.  Формирование  рынка ценных бумаг Республики  Беларусь

 

Формирование финансового рынка  в Республике Беларусь осложнялось  некоторыми историческими и национальными условиями. Существовавшая до распада Советского Союза традиционная законодательно-правовая база не соответствовала потребностям становления и развития социально направленной рыночной экономики, новая модель которой создается в нашем государстве. Отсутствие же национального опыта правового регулирования на первых этапах самостоятельного пути тормозило процессы разработки новой нормативно-правовой базы, которая могла бы стать действенным регулятором как производственной, так и финансовой сфер экономики.

Следует отметить, что в настоящее  время законодательные органы Республики Беларусь практически справились с  этой труднейшей задачей. За период государственной  самостоятельности в нашей стране принят ряд Законов и нормативных  документов Национального банка по вопросам развития фондового, кредитного и валютного рынков. Постепенно редактируются законы "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", чтобы обеспечить наиболее успешное их функционирование.

Сегодня рынок ценных бумаг  Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран с переходной экономикой, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.

Государства, формирующие  современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.

К важнейшим характеристикам североамериканской, модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.

В Беларуси, как и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.

В нашей республике создана инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии  

с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании  системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной. «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.

В нашей республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов.  Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций.

Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность,  скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности: посредническая; коммерческая; деятельность инвестиционного фонда; деятельность депозитария; доверительная (трастовая) деятельность; деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя); прочие  

виды деятельности.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:

  • корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
  • государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
  • муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов);
  • ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и 
    сберегательных сертификатов);
  • именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.

Более развитым сегментом  рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:

  • краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
  • долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Рынок государственных  ценных бумаг в Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями  Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.

Депозитные  и сберегательные сертификаты выпускаются; банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок около одного месяца. В республике также выпускаются и товарные векселя.

Именные приватизационные чеки «Имущество» предназначены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации государственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должен получить свою долю государственного имущества сначала путем получения определенного количества ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции производится в отделениях  

АСБ«Беларусбанка». 

Однако, можно констатировать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством  выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Обмен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномерности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу потери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности.

К тому же, к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт, что чековая приватизация государственной собственности не приводит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к росту доходов ее граждан. Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным[11].

Таким образом, можно  считать, что основополагающие элементы механизма функционирования фондового  рынка в Беларуси развиваются. Тем  не менее, капитализация рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 2010г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн. USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд. USD, в Польше — 22 млрд. USD, в Чехии — 12,5 млрд. USD, в России — 26 млрд. USD. Приведенные данные показывают, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малоразвитым. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

- отсутствие четко  разработанной концепции реформирования  национальной экономики;

- низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в  

ценные бумаги;

- недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

- приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

- преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения  ресурсов  из  низкоэффективных  отраслей  и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

Следовательно, для развития рынка ценных бумаг  Беларуси следует не только нейтрализовать негативное влияние мирового финансового кризиса, с одной стороны, и решить вышеуказанные проблемы, с другой стороны. Кроме того, необходимо совершенствование денежно-кредитной политики в направлении активизации использования ценных бумаг в развитии финансового рынка не только Республики Беларусь, но и в рамках Союзного государства Республики Беларусь и  Российской Федерации.

 

2.2. Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

в Республике Беларусь

 

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база рынка ценных бумаг. К числу основных законов, регулирующих финансовые отношения на рынке ценных бумаг, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь; Бюджетный кодекс, Инвестиционный кодекс, Налоговый кодекс, Банковский кодекс Республики Беларусь;

- Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»; «О Национальном банке Республики Беларусь»; «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»; «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»; «О залоге»; «О собственности в Республике Беларусь»; «О свободных экономических зонах»;

Информация о работе Рынок ценных бумаг