Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка рыночной стоимости ценных бумаг хозяйствующего субъекта.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение сущности и понятия ценных бумаг, приведение их классификации;
- анализ существующих подходов к оценке стоимости ценных бумаг;
- оценка рыночной стоимости акций ОАО «Мебельторг» затратным, сравнительным и доходным методом.
Введение
Рыночная экономика - среда слишком динамичная для того, чтобы в ней могли выжить пассивные ее участники. Все субъекты рынка просто вынуждены постоянно искать достоверную и объективную информацию. У любого субъекта, вкладывающего свои деньги в какое-либо мероприятие или бизнес возникает естественное желание знать следующее:
Таким образом возникает институт оценки бизнеса как один из самых необходимых элементов рыночной инфраструктуры. С развитием процессов глобализации и повышением мобильности капитала растет актуальность оценки компаний , которые действуют как на сложившихся, так и на формирующихся рынках.
Одним из широко рапространенных способов оценки бинеса является оценка стоимости его ценных бумаг.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнения.
Теоретическую и методическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в вопросах оценки стоимости бизнеса и ценных бумаг в частности: работы А. Дамодарана, А. Грегори, Ф. Эванса и других специалистов. Среди российских авторов можно выделить исследователей, уделяющих особое внимание оценке бизнеса: Рутгайзер В.М., Федотова М.А., Козырь Ю.В. и др.
Целью данной курсовой работы является оценка рыночной стоимости ценных бумаг хозяйствующего субъекта.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение сущности и понятия ценных бумаг, приведение их классификации;
- анализ существующих подходов к оценке стоимости ценных бумаг;
- оценка рыночной стоимости акций ОАО «Мебельторг» затратным, сравнительным и доходным методом.
Структура курсовой работы включает: содержание, введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность изучения проблемы оценки стоимости ценных бумаг.
Первая глава работы посвящена общему понятию ценных бумаг, изучениюи видов, а также рассмотрению основных методов их оценки.
Во второй главе работы представлена оценка рыночной стоимости акций ОАО «Мебельторг» различными методами.
В заключении обобщены основные результаты проделанной работы.
Фондовый рынок является неотъемлемой частью государства с развитой экономикой. До недавнего времени в России такого понятия не существовало. В условиях формирования рыночной экономики значительную роль играет формирование рынка ценных бумаг [18].
Ценные бумаги - необходимый атрибут
нормального товарооборота. Будучи
товаром, ценные бумаги способны сами
по себе служить как средством
кредита, так и средством платежа,
эффективно заменяя наличные деньги.
Переход к рыночной экономике
и процесс формирования рынка
ценных бумаг потребовали возрождения
и использования всего
Итак, прежде чем говорить об оценки стоимости ценны бумаг дадим для начала определение ценной бумаги, которое изложено в статье 142 главы 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении [1].
Ценные бумаги это особая категория активов, которые обладают рядом признаков (рис.1.1.1) [7]:
Рис.1.1.1. Признаки ценных бумаг*
*-разработано автором
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций [7]:
Ценные бумаги классифицируются по многим признакам (таблица 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Классификация категории «рынок труда»*
№ п/п |
Критерий |
Классификация ценных бумаг |
1 |
Содержание финансовых отношений |
- долговые - долевые |
2 |
Форма существования |
- документарные - бездокументарные |
3 |
Вид эмитента |
- государственные - муниципальные - ценные бумаги коммерческих организаций |
4 |
Способ формирования |
- первичные - вторичные (производные) |
5 |
Степень связи с конкретным владельцем |
- именные - на предъявителя |
6 |
Период обращения |
- краткосрочные - долгосрочные |
*-разработано автором
По содержанию финансовых отношений различают долевые ценные бумаги (акции), выражающие отношения имущественного права, и долговые ценные бумаги (облигации), выражающие отношения займа.
По форме существования ценные бумаги могут быть в документарной форме, т.е. иметь бумажную форму, и в бездокументарной форме, т.е. существовать в виде бухгалтерских записей.
По видам эмитентов выделяют государственные ценные бумаги; ценные бумаги субъектов РФ; ценные бумаги хозяйствующих субъектов. Данная классификация интересна с точки зрения риска, который несут в себе ценные бумаги различных эмитентов.
Государственные ценные бумаги представлены в основном долговыми обязательствами и имеют наименьший уровень инвестиционного риска, однако и уровень инвестиционного дохода по ним, как правило, наиболее низкий.
Ценные бумаги коммерческих организаций являются достаточно рискованными, но при этом уровень доходности по ним обычно выше указанных ранее ценных бумаг.
По способу формирования различают первичные (акция, облигация, вексель) и вторичные или производные ценные бумаги (варранты, опционы, финансовые фьючерсы).
По степени связи с конкретным владельцем выделяют именные ценные бумаги и ценные бумаги на предъявителя.
По периоду обращения ценные бумаги делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Таким образом, ценная бумага — финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.
Всю совокупность подходов к оценке стоимости ценных бумаг можно условно разделить на основные группы:
1. Подходы, основанные на
2. Подходы, основанные на
3. Подходы, основанные на
Остановимся кратко на содержании этих подходов.
Доходный подход считается наиболее распространенным при оценке ценных бумаг, поскольку многих инвесторов интересует стоимость будущих доходов от использования этого имущества (ценной бумаги). При реализации доходного подхода обычно используют методы капитализации прибыли, дисконтирования денежных потоков (доходов).
Сравнительный подход предполагает наличие на рынке достаточного числа аналогов, которые по большинству инвестиционных качеств (ликвидность, доходность, риск и др.) сопоставимы с оцениваемыми ценными бумагами. Определив стандартные размеры конкретных характеристик сопоставимых единиц (объектов) оценки, оценщик впоследствии определяет стоимость оцениваемой ценной бумаги посредством необходимых корректировок, производимых в стоимостном либо процентном выражении по отношению к базисной величине стоимости. При реализации сравнительного подхода широко используются методы рынка капитала, сделок (продаж).
Затратный подход чаще применяется к оценке стоимости акций. Он рассматривает АО как имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества (земля, здания, оборудование, сырье, деловая репутация и т.д. и т.п.). Сначала оцениваются и суммируются все активы акционерной компании(нематериальные активы, здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения и т.д.), далее, вычитая из полученной суммы текущую стоимость ее обязательств, определяют стоимость полного пакета акций АО.
В затратном подходе
Что касается подходов к ценообразованию, осуществляемых профессиональными участниками фондового рынка, то они могут быть различными на первичном и вторичном, биржевом и внебиржевом рынках, в системе электронной торговли и торговли ценными бумагами с участием маклера.
Если абстрагироваться от действия макроэкономических факторов, можно отметить, что на первичном рынке на цену бумаги влияют, прежде всего, ее инвестиционные характеристики и специфика эмитента.
К инвестиционным характеристикам ценной бумаги можно отнести ее тип, вид, срок обращения (для облигаций и векселей), предполагаемую доходность, доступность для инвесторов и т.п. Специфика эмитента определяется качеством управления, размером денежных потоков, кредитной историей, рейтингом, деловой репутацией, отраслевой принадлежностью, географическим положением и т.п. Определенное влияние на ценообразование на первичном рынке оказывает выбор эмитентом совместно с андеррайтером способа размещения ценных бумаг (биржевой / внебиржевой) и методов его реализации.
На первичном рынке важное значение имеют также такие группы факторов, как факторы спроса и предложения, факторы издержек и факторы конкуренции.
Среди факторов спроса и предложения можно выделить емкость рынка, величину отложенного спроса, психологические ожидания и предпочтения инвесторов, а также своевременность объема и времени предложения ценных бумаг.