Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основании характеристики и анализа национального рынка ценных бумаг определить проблемы его формирования и тенденции его развития, также разработать рекомендации по совершенствованию его государственного регулирования. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
— дать характеристику рынка ценных бумаг как сегмента финансового рынка: понятие и виды ценных бумаг;
— определить задачи, раскрыть структуру и дать классификацию рынка ценных бумаг;

Оглавление

Введение...............................................................................................................................5
1 Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка........................................7
1.1. Понятие и виды ценных бумаг....................................................................................7
1.2. Задачи, структура и классификация рынка ценных бумаг.....................................11
2 Становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь……..……...............18
2.1. Формирование рынка ценных бумаг Республики Беларусь…………….…...….18
2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь ….…………….....................................................................25
3 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
в Республике Беларусь………………………………………………..…………….28
Заключение........................................................................................................................33
Список использованных источников…..........................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Рынок ценных бумаг 2012.DOC

— 205.00 Кб (Скачать)

-  Положения Национального банка Республики Беларусь, «Временные правила выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве»; «О доверительных операциях (трасте)»; «О выпуске и регистрации ценных бумаг, депозитных и сберегательных сертификатов банков»; «О банковском кредите»; «Об уполномоченных депозитариях»; «О порядке согласования и регистрации выпусков акций и облигаций банков в Национальном банке Республики Беларусь»;  «Правила размещения, обращения и погашения ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь»; «О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь»; «О лизинге на территории Республики Беларусь»; «Временное положение о Центральном депозитарии Национального Банка Республики Беларусь по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка »; «Правила учета и расчетов по операциям Национального  

банка Республики Беларусь с Государственными долгосрочными  облигациями с купонным  доходом»; «Временное положение о листинге (делистинге) ценных бумаг на Белорусской  фондовой бирже»; «Временные правила  учета и расчетов по операциям Национального банка с ценными бумагами собственной эмиссии»;

- Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.

Беларусь  характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

1. Президент,  Национальное собрание, Совет Министров,  которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов,  Национального банка,  Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;

2. Национальный  банк и Министерство финансов  Республики 
Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг.  Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в  

форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите ля эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;

3. Государственный комитет  по ценным бумагам Республики  Беларусь, в функции которого входят:

- государственное  регулирование, контроль и надзор  за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

- регистрация выпусков ценных бумаг;

-лицензирование профессиональной деятельности по ценным 
бумагам;

4. Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок 
выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает 
предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных 
фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг 
акционируемых предприятий;

5. Министерство экономики,  Государственный налоговый комитет,  Государственный таможенный комитет,  издающие законодательно-нормативные  акты, касающиеся функционирования  фондового рынка [5].

 

3 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг

в Республике Беларусь

 

В условиях акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые  остро нуждаются в средствах  для инвестирования, постоянного  заимствования средств государством, первичный рынок служит основным сегментом рынка ценных бумаг. Однако, не смотря на то, что в стране практически создана инфраструктура, необходимая для функционирования рынка, создана нормативно-правовая база, постепенно создается благоприятный налоговый климат в целях активизации рынка, первичный рынок Беларуси  не выполняет сегодня функций регулирования экономики. Это вызвано, в первую очередь, слабым развитием рыночных отношений, инфляцией, общей неустойчивостью политики и экономики нашего государства, велика доля государственных предприятий, низкой доходностью ценных бумаг.

Несмотря на то, что  вопросы выпуска, размещения ценных бумаг так или иначе регламентируются в различных правовых актах, в  том числе в таких как Гражданский  кодекс Республики Беларусь, специальных  законодательных актах, тем не менее отсутствует единая система нормативных актов. В результате всякий выпуск отдельного вида ценных бумаг сопровождается принятием специального нормативного акта (или нескольких актов), регламентирующих вопросы эмиссии и обращения конкретного вида ценных бумаг. Следовательно, для успешного функционирования первичного рыка в нашей республике необходимо устранение названных недостатков.

В целом, следует констатировать, что и вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей главной задачи — перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства. Основными причинами низких темпов развития вторичного рынка ценных бумаг в республике являются:

1. Отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики, низкие темпы приватизации и акционирования собственности;

2. Отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

3. Мораторий на продажу акций приватизированных предприятий, т.е. наличие ограничений на продажу акций, приобретенных более трех лет назад за чеки «Имущество». Предполагается, что  отмена моратория должна стимулировать рост объемов сделок по купле-продаже акций;

4. Низкая доходность акций большинства белорусских предприятий. Это связано с финансовой неустойчивостью предприятий, с сильным износом основных фондов (износ составляет в среднем 85%),  незначительными внутренними и внешними инвестициями;

5. Отсутствие достаточной информации о различных сделках, предметом которых могут быть акции, и возможность их осуществления. Не создана массовая региональная сеть независимых банков-депозитариев, фондовых магазинов, брокерских контор, специализирующихся на сделках с ценными бумагами. Купля-продажа ценных бумаг на фондовом рынке должна сопровождаться своевременной и правильной оплатой по совершаемым сделкам, что требует создания расчетно-клириноговых центров;

6. Неразвитость законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами функционирования вторичного рынка. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту инвесторов. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие провести границу между ценными бумагами и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила.

7. Централизованная двухуровневая модель депозитарной системы, реализованную в виде центрального депозитария и связанных с ним корреспондентских отношениями депозитариев, осуществляющих междепозитарные переводы между собой только через корреспондентские счета, открытые в центральном депозитарии. Следует отметить, что создание такой системы происходило административными, а не рыночными методами, что в перспективе может привести (при недостаточном антимонопольном контроле) к злоупотреблению центральным депозитарием своего доминирующего положения.

Все изложенное выше, а  также неразвитое пока в Республике Беларусь страхование ответственности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг дают основание считать  не вполне достаточным уровень надежности осуществляемых операций на рынке ценных бумаг.

В 2008 году была принята  Программа развития рынка корпоративных  ценных бумаг на период до 2015 года. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров и Национального банка Беларуси №78/1 от 21 января 2008 года. Главная цель программы - создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка республики, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает  совершенствование налогового законодательства путем снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами; снятие ограничений на отчуждение акций; приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами.

Этот документ предусматривает повышение эффективности управления государственной собственностью, создание института коллективных инвесторов, внедрение новых инструментов фондового рынка, выход предприятий страны на зарубежные рынки ценных бумаг.

Данные таблицы в ПРИЛОЖЕНИИ 3 свидетельствуют о положительной динамике развития рынка корпоративных ценных бумаг в республике в 2010 году. По состоянию на 1 октября 2011 г. количество акционерных обществ составило 4 288 (из них 1 882 открытых акционерных общества, 2 409 закрытых акционерных обществ), а общий объем эмиссии акций — 37 845,9 млрд. рублей Объем эмиссии акций акционерных обществ увеличился на 6 649,4 млрд. рублей, в том числе за счет дополнительных выпусков и увеличения номинальной стоимости.

Кроме того, активно развивается рынок корпоративных облигаций. За 2011 год зарегистрировано 98 выпусков корпоративных облигаций 37 эмитентов (16 банков, 21 небанковская организация) на общую сумму эмиссии 3 253,79 млрд. рублей. В рассматриваемом периоде допущены к размещению на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 10 выпусков биржевых облигаций на сумму 881,25 млрд. рублей. Всего в обращении на 1 октября 2011 г. находился 231  

выпуск корпоративных  облигаций 48 эмитентов (18 банков, 30 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 6 040,69 млрд. рублей (из них биржевые облигации — 8 выпусков 6 эмитентов на сумму эмиссии 801,25 млрд. рублей).

Таким образом, в 2011 году по сравнению с 2010 годом объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 2,8 раза (объем эмиссии зарегистрированных облигаций небанковских организаций увеличился в 1,9 раза), а сумма эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличилась в 3,3 раза (сумма эмиссии облигаций небанковских организаций выросла в 2,8 раза). Также по состоянию на 1 октября 2011 г. в обращении находилось 20 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов 10 эмитентов на общую сумму 608,8 млрд. рублей.

Проводимая  денежно-кредитная политика является эффективной и позволяет осуществлять самостоятельное привлечение финансовых ресурсов с использованием различных инструментов. Выход на зарубежные рынки с использованием IPO (публичной продажи акций на бирже) представляет собой длительный и затратный процесс. По мнению многих аналитиков, подготовка компании к проведению IPO в зависимости от эмитента и торговой площадки для размещения акций составляет от 1 до 5 лет, что обусловлено высокими требованиями к эмитенту акций по раскрытию информации о финансово-хозяйственном положении в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), составлению отчетности по МСФО, прохождению аудита согласно международным стандартам и рядом других требований. Непосредственно процедура листинга занимает в среднем 6 месяцев. Стоимость проведения IPO варьируется от 0,4—26 % от объема выпуска.

В результате проведение IPO для большинства белорусских  эмитентов на сегодняшний день является сложной задачей. В этой связи  наиболее целесообразным представляется выход на зарубежные рынки с использованием депозитарных расписок. В настоящее время правительством Республики Беларусь осуществляется активная проработка вопроса о реализации плотного проекта по размещению акций белорусских компаний на зарубежных финансовых рынках с использованием такого финансового инструмента.

Направлениями развития рынка корпоративных ценных бумаг на  

ближайшую перспективу  являются:

  • дальнейшая унификация законодательства о ценных бумагах в соответствии с международными стандартами. В рамках данного направления осуществляется подготовка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах»;
  • создание условий для становления и развития института коллективных инвестиций при разработке дополнений Закона «Об инвестиционных фондах», подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов, регламентирующих создание и деятельность венчурных фондов и венчурных компаний;
  • дальнейшая либерализация налогового законодательства;
  • совершенствование системы контроля и надзора за рынком ценных бумаг, защиты интересов инвесторов, предотвращения манипулирования ценами, инсайдерской торговли;
  • повышение прозрачности рынка ценных бумаг;
  • выработка законодательной и технологической регламентации вопросов, связанных с размещением ценных бумаг белорусских эмитентов на внешних финансовых рынках.

Информация о работе Рынок ценных бумаг