Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рыночной экономики, в частности, ее характерные черты, особенности и механизм функционирования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности и механизм функционирования рыночной экономики;
- изучить основные модели рыночной экономики;

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Особенности и механизм функционирования рыночной экономики 5
1.1 Сущность и характерные черты рыночной экономики 5
1.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики; кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике 7
1.3 Механизм, основные принципы функционирования рыночной экономики 11
Глава 2 Основные модели рыночной экономики 17
2.1 Американская модель 17
2.2 Европейская модель 17
2.3 Японская модель рыночной экономики 17
Глава 3 Развитие переходной экономики Республики Беларусь 23
3.1 Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь 23
3.2 Перспективы развития белорусской экономики 29
Заключение 32
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

ЭТ - Рыночная экономика - ИПП.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Примечание – Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь за 2011 год.

В целом картина довольна стабильна по отношению к 2010 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за  2010 и 2011 годы:

 

 

Диаграмма 3.1 – Изменения основных показателей производства товаров и услуг за  2010 и 2011 год

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12]

 

 

3.2 Перспективы развития белорусской экономики

 

 

Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001-2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь  завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986-2000 годах до 3,7 процента в 2001-2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

Таким образом, анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

1)  наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

2)  относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

3)  слабая инновационная активность;

4)  дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

5)  недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

 

Таблица 3.4 – Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)

Показатели

2010

2009

2008

2007

2006

2005

Объем внешней торговли РБ

60168

49873

71952

52968

42085

32687

экспорт товаров

25284

21304

32571

24275

19734

15979

импорт товаров

34884

28569

39381

28693

22351

16708

сальдо

-9600

-7265

-6810

-4418

-2617

-729

со странами СНГ

34172

27540

40317

30237

23121

18202

экспорт товаров

13636

9316

14360

11221

8609

7060

импорт товаров

20536

18224

25957

19016

14512

11142

сальдо

-6900

-8908

-11597

-7795

-5903

-4082

со странами вне СНГ

25996

22333

31635

22731

18964

14485

экспорт товаров

11648

11988

18211

13054

11125

8919

импорт товаров

14348

10345

13424

9677

7839

5566

сальдо

-2700

1643

4787

3377

3286

3353

 

Примечание – Источник: национальный статистический комитет РБ

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

1)       рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

2)       работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

3)       благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;

4)       опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

5)       внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

6)       осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

7)       повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

8)       инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

9)       расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

10)   национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

1)       всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2)       инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

3)       наращивание экспортного потенциала страны;

4)       развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

5)       развитие малых и средних городов;

6)       жилищное строительство.


Заключение

 

Современная рыночная экономика на сегодняшний день предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой – это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система представляет свободу предпринимательства и выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

- работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;

Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования