Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночной экономики, в частности, ее характерные черты, особенности и механизм функционирования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности и механизм функционирования рыночной экономики;
- изучить основные модели рыночной экономики;
Введение 3
Глава 1 Особенности и механизм функционирования рыночной экономики 5
1.1 Сущность и характерные черты рыночной экономики 5
1.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики; кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике 7
1.3 Механизм, основные принципы функционирования рыночной экономики 11
Глава 2 Основные модели рыночной экономики 17
2.1 Американская модель 17
2.2 Европейская модель 17
2.3 Японская модель рыночной экономики 17
Глава 3 Развитие переходной экономики Республики Беларусь 23
3.1 Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь 23
3.2 Перспективы развития белорусской экономики 29
Заключение 32
Список использованных источников 36
Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.
Анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.
Основные принципы рыночной экономики следующие:
1) свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса);
2) равноправие рыночных субъектов;
3) экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;
4) экономическая конкуренция. Конкуренция – это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;
5) свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;
6) ведущая роль финансовых показателей;
7) всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;
8) открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;
9) государственное регулирование;
10) социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны – предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны – государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. На ее формировании отразились особенности этой многонациональной страны, основанной переселенцами различных вероисповеданий, не обремененной устоявшимися традициями, исторической памятью и институтами. Обустройство экономической жизни здесь начиналось «с чистого листа» и происходило в соответствии с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика (возможно, иногда неоправданно жесткая) обеспечила ей высокую степень соревновательности, конкуренции между субъектами рынка.
Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую – социальные расходы.
В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику. Значительный вклад в теоретическую разработку такой модели внесли представители фрайбургской экономической школы В. Ойкен, А. Мюллер-Армак, Ф. Бем, В. Репке, Л. Микш. Они сформулировали основные характеристики модели социального рыночного хозяйства.
Во-первых, полагалась бесспорной необходимость существования рынка и свободного ценообразования как механизма экономической координации потребителей и производителей. Фундаментальным считался не вопрос «Рыночное или плановое хозяйство, капитализм или социализм?», а вопрос «Какой капитализм?».
Во-вторых, экономическая свобода рассматривалась в данной модели как само ценность, а не как инструмент увеличения эффективности рынка. Репке утверждал, что даже если бы социализм оказался более эффективным в производстве товаров, чем рыночная экономика, то последняя все равно была бы предпочтительней, потому что она предоставляет гражданам личную свободу. В этой связи эффективная политика конкуренции является одним из столпов социальной рыночной экономики.
В-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования.
В-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.
Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:
- поддержка конкурентной среды (что входит, прежде всего, в функции государственных органов), препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;
- либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);
- проведение политики «открытой экономики». Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;
- законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
- свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.
В Европе (особенно в ее континентальной части – Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке. Экономика в Старом свете основана преимущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов – доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.
Чем выше уровень государственного регулирования, тем неизбежнее усиление бюрократии. В результате экономический механизм теряет гибкость. Рост безработицы – также следствие развитой социальной поддержки: большие зарплаты и налоги снижают заинтересованность фирм в найме все новых работников; большие пособия по безработице снижают стимулы к поиску работы. В последние годы во многих европейских странах, в частности в Германии, наблюдаются процессы дерегулирования экономики, снижения степени государственного вмешательства и уровня социальной защиты.
Некоторые малые страны, например Ирландия, показали высокие темпы экономического развития в результате либеральной политики привлечения иностранных инвестиций и снижения уровня государственного регулирования. Однако неясно, насколько их опыт применим к таким «гигантам», как Германия и Франция.
Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Страны Северной Европы, прежде всего Швеция, несколько столетий развивающиеся, не ведая войн и социальных кризисов, сформировали систему национальной экономики, базирующуюся на частной собственности и соблюдении основных рыночных принципов, но с очень существенным вмешательством государства в функционирование рынка. Прежде всего, это касается процессов перераспределения доходов: высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями, благодаря которым социальная дифференциация населения здесь меньше, чем в других развитых странах, в том числе и европейских. Но такое явление как безработица известно и скандинавам.
Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий (пожалуй, самый низкий в мире) уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные дискуссии о необходимости некоторой либерализации модели скандинавской экономики.
Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила резко специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Как и американская, она отражает особенности исторического развития и национального менталитета. Реформирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским либеральным лекалам, но очень быстро проявились национальные особенности развития. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Частная собственность здесь имеет основополагающее значение, и роль государства, если измерять ее долей государственной собственности или размером государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта, крайне незначительна. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным. Япония – достаточно закрытая страна с многовековыми традициями, включая значительную взаимозависимость граждан, связанных родственными, имущественными, корпоративными и иными узами. Формально оставаясь независимыми, экономические субъекты придают большое значение взаимодействию со своими партнерами, конкурентами, другими субъектами. Государственное регулирование в таких условиях принимает форму в основном не прямых указаний, а советов, рекомендаций, консультаций, к которым субъекты внимательно прислушиваются.
Государство поддерживает конкуренцию между субъектами, но одновременно заинтересовано в их кооперации. В основе экономики Японии лежат рыночные мотивации, но стратегия субъектов имеет весьма долгосрочный характер. Так, большинство работников в стране нанимаются и работают всю жизнь на одном предприятии (система «работа на всю жизнь»). В случае экономических спадов, когда прибыли снижаются и фирмы вынуждены сокращать объемы производства, американские фирмы предпочитают увольнять работников и платить прежнюю зарплату оставшимся, а японские фирмы обычно сокращают зарплату всем, но никого не увольняют. Погоня за краткосрочной, быстрой прибылью, характерная для гибкой либеральной модели американской экономики, чужда японской модели, отличающейся стремлением к долгосрочному стабильному развитию. В этом ее преимущество, и в то же время недостаток. Долгосрочные, перспективные проекты здесь удачно осуществляются, но не хватает оперативного реагирования на быстро меняющуюся рыночную ситуацию. Японская экономика показала впечатляющее развитие во второй половине XX в., однако в последнее десятилетие ее результаты далеко не так блестящи.
Зато ряд стран, ранее входивших в категорию развивающихся, поражают стремительными темпами экономического роста и развития. Единой чертой экономик новых индустриальных стран является их развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государственного вмешательства существенно различаются от страны к стране. Так, например, экономика Гонконга - либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен, хотя последнее происходит не ради перераспределения доходов, а скорее с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с большим уровнем директивного государственного регулирования. Таким образом, затруднительно выделить какой-то общий путь развития экономик новых индустриальных стран, но во всех случаях важнейшую роль сыграла международная торговля и весьма значительную – иностранные инвестиции [5, c.26].
Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений – все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация: в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме. Анклавы вроде Гонконга функционируют достаточно обособленно, и даже въезд граждан на их территорию ограничен. Вместе с тем Китай развивается в направлении рыночной экономики, правда, в специфическом варианте.
Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования