Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рыночной экономики, в частности, ее характерные черты, особенности и механизм функционирования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности и механизм функционирования рыночной экономики;
- изучить основные модели рыночной экономики;

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Особенности и механизм функционирования рыночной экономики 5
1.1 Сущность и характерные черты рыночной экономики 5
1.2 Структура и инфраструктура рыночной экономики; кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике 7
1.3 Механизм, основные принципы функционирования рыночной экономики 11
Глава 2 Основные модели рыночной экономики 17
2.1 Американская модель 17
2.2 Европейская модель 17
2.3 Японская модель рыночной экономики 17
Глава 3 Развитие переходной экономики Республики Беларусь 23
3.1 Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь 23
3.2 Перспективы развития белорусской экономики 29
Заключение 32
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

ЭТ - Рыночная экономика - ИПП.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Вторая категория участников рынка – это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ – доходы фирм.

Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется кругооборот доходов и товаров в экономике, что отражено на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Кругооборот ресурсов, благ, расходов и доходов в экономике

 

Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка означает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.

В простейшем виде рынок делится на рынок потребительских благ (товаров и услуг) и рынок ресурсов (см. рисунок 1.3). Блага (товары) производятся фирмами и покупаются людьми для конечного потребления. Ресурсы принадлежат домашним хозяйствам и покупаются фирмами для производства товаров. Среди ресурсных можно выделить рынки труда, капитала, земли, которые в свою очередь подразделяются на рынки квалифицированного и неквалифицированного труда, фондовые и валютные, рынки различных природных ресурсов и т.д. Товарные рынки структурируются по видам товаров, которые бывают длительного пользования, широкого потребления, продовольственными и т.д.

Структуру рынка можно классифицировать по географическому принципу, выделив местные (локальные) рынки, региональные, национальные и международные.

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры – совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которой работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).

Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты интерпретации данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.

Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известными являются аукционы с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).

Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные - это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи. Биржа труда (во многих странах ее роль выполняют различные службы занятости) осуществляет посреднические операции на рынке труда, здесь анализируется конъюнктура данного рынка, ведется учет безработицы, выплачиваются пособия безработным, организуется помощь в трудоустройстве. На товарной бирже осуществляются посреднические операции с товарами, формируются цены на данные товары. Во многих сделках, даже производимых вне биржи, в качестве ориентировочной цены принимается биржевая цена товара. На фондовой бирже торгуют капитальными ресурсами в нематериальных формах (т.е. не машинами и зданиями, а акциями, облигациями и другими ценными бумагами).

К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы. Брокерская фирма (брокер) – это коммерческая организация, осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов, ценных бумаг и т.д. от имени своих клиентов. Фирму, которая проводит внешнеторговые операции (импорт и продажу внутри страны зарубежных товаров, экспорт и продажу за рубежом товаров национального производства), обычно называют торговым домом. Холдинг – это фирма, капитал которой формируется из пакетов акций других компаний, обычно для координации и контроля над их деятельностью с целью получения прибыли. Страховая компания – финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков). Торгово-промышленная палата – коммерческая организация, в задачу которой входит содействие развитию торговых связей рыночных субъектов страны с зарубежными партнерами. Аудиторская фирма – независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учетную деятельность предприятий по их заказу.

 

 

1.3 Механизм, основные принципы функционирования рыночной экономики

 

 

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся  ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано  производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять  технологию производства?

4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться  экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между  товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и  услуги. Но, зная то, что предприятия руководствуются мотивом получения  прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых  влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение  прибыли или ее отсутствие переопределяют две вещи: общий доход, получаемый  фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки – это величины, образуемые  соотношением «цены – время – количество продукта». Общий доход исчисляется  умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки –  умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а  затем – суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как «экономические издержки». Это– платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества  таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью). Следует отметить, что талант  предпринимателя – тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без  него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения  перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет  производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик,  чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В  том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,  эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована  так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические  тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль  процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся   отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. 

Однако появление в  отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся  процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта  возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое  соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль  становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В  этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства», по  крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не  нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения  (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня  спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие  экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или   переходить в другую отрасль. В свете сказанного «рыночная свобода» – понятие  относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой – сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот  фундаментальный вопрос состоит из трех под вопросов: как  должны распределяться  ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять  производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система  направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют  достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких  ресурсов. Второй и третий подвопросы тесно  взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и  способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства,  при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит  прежде всего от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных   комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой  продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от  физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся  технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения  лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции,  может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы  существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая  эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах  редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в  стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и  будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства  данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система  играет двоякую роль Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между  потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую  рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за  определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход  зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых  получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на  ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на  часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от  того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с  другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем  распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями  общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату,  получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального  продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы  приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или  ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей  (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена  спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) – упал.   Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса  на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и  обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых  для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли  платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других  сфер, где их применение не столь  настоятельно требуется  Сигнал о готовности и  способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А  поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически   противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса,  сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие  ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь  найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же   увеличение на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на  ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют  на ресурсы для  отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на  ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы  осуществилось  расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров  отрасли В.

Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности и механизм функционирования