Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:38, реферат
Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но тем не менее в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%). Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий.
2. Особенности современной рыночной экономики.
2.1 Развитие рыночной экономики в России.
Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но тем не менее в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%). Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился возврат к экономическому росту (1%). Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о реальных результатах приватизации.
Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия. Ослунд в 1995г. обосновал вывод о том, что российская экономика уже стала рыночной:
- государство
стало демократическим
- государственная
собственность ликвидирована
- бюрократическая координация исчезает, распределение ресурсов деполитизируется и осуществляется на основе рыночных принципов;
- экономика становится монетарной;
- дотации сведены на нет, ужесточены бюджетные ограничения.
Экономика и общество быстро "приспособились" к новой проторыночной
экономической
системе: неплатежи, непогашенные долги
в контексте инфляции, рестриктивная
денежная политика свидетельствует об
этом. Но тем не менее к концу 1993г. Россия
стала "страной с товарной экономикой,
действующей по общим законам рыночной
экономикой, хотя и еще недостаточно развитой".
2.2 Современное положение рыночной экономики.
Особенностью современной рыночной экономики в России является признание необходимости и важности развития рынка корпоративных ценных бумаг – одного из источников финансирования хозяйственной деятельности предприятий. Региональные рынки ценных бумаг являются важными составляющими рыночного процесса. Их успешное развитие служит базой для дальнейшей интеграции Россиив мировую финансовую систему.
Рыночная экономика в России начинается с цен на газ. Многие, вероятно, обратили внимание на то, как в ходе своей поездки в 2002 году в южные регионы России, пострадавшие от июньского паводка, Президент РФ
Владимир Путин ругал строителей и исполнительные власти за недостаточно быстрый ввод в действие жилого комплекса и разрушенной инфраструктуры. Но мало, кто обратил внимание на то, что глава государства не выразил недовольства только работой газовиков. А ведь в результате наводнения на территории Южного федерального округа была прервана подача газа в 193 населенных пункта, повреждено свыше 400 объектов газоснабжения.
Почему Президент не покритиковал газовиков, мы узнали в дочерней компании "Газпрома"- Межрегиональной компании по реализации газа, которая обеспечивает около 85 процентов от всех поставок природного газа на отечественный рынок. Оказалось, что "Межрегионгаз" совместно с "Газпромом" и "Регионгазхолдингом" в отличие от многих сразу и активно включились в работу по восстановлению системы газоснабжения на территории Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, Краснодарского и Ставропольского краев, взяв на себя разработку специальной инвестиционной схемы финннсирования аварийно-восстановительных работ. Восстановить сразу газоснабжение в прежнем виде было, конечно, невозможно, поэтому газовики пошли на паллиатив: первоначально обеспечили население сжиженным газом, а параллельно начали активно восстанавливать снабжение по временным схемам. В результате к 25 октября были введены в строй газовые объекты во всех пострадавших от стихии населенных пунктах.
В настоящее время уже в спокойной обстановке идут монтажные работы
по окончательному восстановлению газоснабжения по постоянным схемам.
Сотрудники Компании гораздо более охотно делились своими планами о
перспективах развития российского рынка газа, на цифровых выкладках и
графиках показывая, что газоснабжение сегодня - это один из краеугольных
камней экономики России, и от того, как будут происходить рыночные преобразования в этой сфере, по большому счету зависит и реформирование всей национальной экономики.
Регулированием цен на продаваемый газ занимается Федеральная энергетическая комиссия и держит их в пределах 500-700 рублей за одну тысячу куб. метров. Еще с 1995 года формально, на бумаге в России
существовала
возможность для независимых
производителей продавать газ по
свободным ценам. Однако на деле не было
необходимой организационной системы,
которая обеспечила бы их оперативный
выход на этот сектор рынка. В результате
весь "свободный рынок" газа свелся
к реализации независимыми производителями
"голубого топлива" в небольшой группе
регионов, расположенных вблизи от мест
добычи. При этом цены были близки к тем,
которые устанавливает государство
для ОАО "Газпром".
Высокий спрос потребителей на газ, реализуемый в основном по регулируемым государством ценам, без наличия ясного сигнала с рынка о приемлемой для него цене привели к тому, что "Газпром" и его дочерняя Компания "Межрегионгаз" не смогли защитить свои позиции и оказались в убытке. Продажи не достигают на внутреннем рынке необходимого уровня доходности и не дают ресурсов для последующих инвестиций, необходимых для развития добычи газа. Казалось бы, так не должно быть с практически монополистом производства газа. Если взять весь объем потребления газа на внутреннем рынке, то 85 процентов из них падает как раз на дочернюю компанию "Газпрома", а остальное - на так называемых независимых производителей. Версия о недостатках в работе свободного сектора заинтересовала автора.
Возник вопрос – почему
регулируемым?
Одна из главных причин – получение независимыми производителями права на монопольное обслуживание наиболее близких к местам добычи рынков. Им не надо тратиться на транспортировку газа на огромные расстояния. И потому они получают приличную прибыль даже по регулируемым ФЭКом ценам. Кроме того, независимые производители имеют право продавать в этих регионах газ наиболее доходным потребителям. Получается несуразица: "Газпром" добывает газа больше всех и продает его через нашу Компанию тоже больше всех, а меж тем именно мы остаемся в убытке, и не можем развиваться так, как это необходимо для высокоэффективной Компании. Ситуация требовала разрешения. Выходом могло быть создание на деле федерального оптового рынка газа, на котором независимые производители могут реализовать свой товар по свободной цене.
Одним из первых к такому выводу пришел генеральный директор "Межрегионгаза" Николай Горновский. Он и стал инициатором создания первой электронной торговой площадки.
В мае 2002 года Правительство России своим постановлением № 328 создало правовую возможность продажи по нерегулируемым ценам газа. В порядке её реализации усилиями "Межрегионгаза" была создана электронная торговая площадка, на которой была апробирована технология аукционной продажи газа на рынке пока только 44 регионов. Главным преимуществом новой торговли стало многократное сокращение числа бюрократических процедур и, соответственно, сроков по нахождению высокодоходного потребителя для газа, добываемого независимыми производителями.
Результаты получены обнадеживающие.
Таким образом, в виде создания электронной торговой площадки "Межрегионгаза" был успешно найден и опробован эффективный инструмент либерализации газового рынка.
6 июня 2002 года Министерство торговли
США предоставило России
Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Но она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала. Тенденция к разбросу цен свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" Центральной Европы.
2.3 Россия и мировой рынок.
Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм. Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера. Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами.
Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз.
В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ничего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию (объем прямых иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику в 1989-1996гг., был равен 6 миллиардам долларов – в семь раз меньше, чем в Китае только за 1996г.)
Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь "прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса. Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства. Стабилизация валютно-финансового сектора экономики.
Внешняя торговля разоряет страну. В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем. Вроде бы соблюдаем свой интерес.
Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности – свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Проедая свои природные богатства, мы допустили деградацию наукоемкой промышленности – основы современного экономического роста. По платежному балансу страны видно, что большая доля выручки остается за рубежом на личных счетах. Происходит бегство капитала.
Еще одним дестабилизирующим фактором стал "Валютный коридор". В 1991г. подняли в несколько раз, обменный курс рубля – это означает, что рост внутренних цен обогнал снижение обменного курса к доллару в несколько раз. Следовательно, цены на импортные товары по сравнению с ценами на российские упали в несколько раз. В такой же мере упала конкурентоспособность отечественного производства.
Информация о работе Особенности современной рыночной экономики