Роль Сбербанка в обслуживании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли ОАО «Сбербанк России» в облуживании населения.
Данная цель определила следующие задачи:
- дать общую характеристику ОАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть историю развития ОАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть финансово-экономические показатели работы ОАО «Сбербанк России»;

Файлы: 1 файл

Роль сбербанка.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет пятую часть объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Остальными акционерами Сбербанка России являются более 240 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 28%) свидетельствуют о его инвестиционной привлекательности18.

В октябре 2012 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.

При определении перспектив своего развития Сбербанк России исходит, прежде всего, из анализа текущей макроэкономической ситуации, исследования внутренних и внешних возможностей по развитию финансовых операций. Банк стремится к развитию существующих конкурентных преимуществ и созданию новых точек роста своего бизнеса.

Складывающиеся внешние условия: усиление конкурентной борьбы на внутреннем и международном финансовом рынке, углубление неопределенности перспектив дальнейшего развития мировой экономики – формируют предпосылки для постановки перед Банком стратегической задачи по активному наращиванию темпов роста объема бизнеса и диверсификации направлений деятельности.

При этом Сбербанк России видит в качестве своей основной стратегической цели сохранение инвестиционной привлекательности и вхождение в группу крупнейших банков мира по объему рыночной капитализации.

Увеличение рыночной капитализации будет связано с экономическим эффектом, полученным в результате совершенствования, а при необходимости, перестройки внутренних процессов Банка, оптимизации системы корпоративного управления с учетом современных тенденций в национальной и мировой экономике19.

Другой важной задачей, стоящей перед Банком на пути к наращиванию рыночной капитализации, является сохранение и упрочнение положения на российском рынке финансовых услуг. В этих целях Сбербанк России планирует построить принципиально новую систему работы с клиентами, ориентированную на наиболее эффективное обслуживание основных клиентских групп. Для предоставления клиентам полного спектра финансового обслуживания Банк планирует выход на новые сегменты финансового рынка, создание новых банковских продуктов.

В целях повышения качества обслуживания Сбербанк России будет активно развивать и совершенствовать каналы продаж финансовых продуктов и услуг. Будет оптимизирована филиальная сеть Банка, получат развитие удаленные каналы банковского обслуживания.

Успешная работа Сбербанка России по данным направлениям во многом будет определяться усилиями по развитию технической и технологической…платформы…ведения…бизнеса,…дальнейшим

совершенствованием системы обмена информацией между подразделениями Банка.

В складывающихся условиях неопределенности развития мирового финансового рынка особое внимание Сбербанком России будет уделено совершенствованию и поддержанию в актуальном состоянии системы управления рисками.

Важным элементом диверсификации бизнеса, помимо выхода на новые рынки финансовых продуктов и услуг, станет расширение присутствия Сбербанка России на рынках зарубежных стран. Стремясь в наилучшей форме удовлетворить спрос на надежное банковское обслуживание своих клиентов за рубежом, Банк планирует активно развивать свои дочерние банки в Республике Казахстан и Украине, а также создавать новые зарубежные точки обслуживания в регионах, представляющих наибольший интерес для существующих и потенциальных клиентов Банка.

В целях создания современной и динамичной стратегии и программы развития на среднесрочный период Сбербанк России планирует активно сотрудничать с ведущими мировыми консалтинговыми компаниями, используя, таким образом, многолетний опыт проведения преобразований, накопленный крупнейшими мировыми корпорациями20.

Сбербанк России в полной мере выполнил принятую в 1996 году концепцию развития и стал универсальным коммерческим банком. За прошедшие пять лет банк достиг самых высоких результатов среди российских финансовых институтов. Принятие акционерным собранием концепции развития Сбербанка России до 2014 г. стало одним из главных событий в 2012 г. Поставленные новой концепцией задачи потребовали серьезной перестройки системы управления банком, расширения полномочий низовых звеньев при одновременном усилении централизации управления вопросами стратегического развития, структурной политики управления рисками.

Крупномасштабная реорганизация всей системы управления была проведена в кратчайшие сроки без ущерба для интересов клиентов. Начиная с 01 января 2012 г. действуют 47 вновь образованных территориальных банков, наделенных качественно новыми полномочиями, обладающих значительной ресурсной базой и способных решать значимые задачи развития экономических регионов. Основные итоги года подтверждают правильность принятой концепции и проведенной перестройки управления. Чистая прибыль в истекшем году возросла в полтора раза21.

Весомым свидетельством является и увеличение доли корпоративных клиентов в структуре баланса до 23%.

Стратегической линией Сбербанка России является кредитование реального сектора экономики. Банк является одним из главных локомотивов российского экономического роста.

Кредитный портфель банка составил более 300 млрд. руб., в том числе объем инвестиционных кредитов, выданных Сбербанком России, превысил 70 млрд. руб., что сопоставимо с размером иностранных инвестиций в Россию за последние 5 лет.

В 2011 г. Сбербанк России впервые получил от кредитных операций больше доходов, чем от других видов деятельности, в том числе и от операций с ценными бумагами.

Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации - крупнейший банк России, на долю которого приходится свыше 25% активов и 15% капитала банковской системы страны. Банк является абсолютным лидером среди российских банков по размерам валюты баланса, объемам привлечения средств населения и юридических лиц, объемам инвестиций в экономику России, объемам операций на фондовых и денежных рынках. Банк обслуживает свыше 234 млн. счетов физических лиц и около 1,5 млн. счетов юридических лиц.

Рыночная доля банка возросла по всем основным направлениям деятельности:

- по привлечению вкладов населения - до 75%;

- по банковскому обслуживанию корпоративных клиентов - до 16%%;

- по кредитованию юридических лиц - до 33%;

- по кредитованию физических лиц - до 42%.

Контрольный пакет акций в структуре акционерного капитала Сбербанка России принадлежит Банку России, общее количество акционеров превышает 233 тысячи физических и юридических лиц.

Сегодня Сбербанк России предлагает своим клиентам следующие услуги: размещение денежных средств во вклады; операции с ценными бумагами; кредитование; покупка и продажа иностранной валюты; предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения документов и ценностей; выдача и обслуживание международных банковских карт; прием коммунальных платежей; осуществление денежных переводов; выдача заработной платы и пенсий; операции с золотыми мерными слитками и монетами из драгоценных металлов22.

 

2.3 Перспективы развития деятельности  ОАО «Сбербанк России» в облуживании населения

 

Развитие безналичных расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями – одно из важнейших направлений в работе учреждений ОАО «Сбербанк России». В связи с этим банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций:

– принимают платежи населения в пользу предприятий, учреждений и организаций, а также в доход государственного бюджета;

– выдают расчетные чеки для оплаты услуг и товаров;

– производят по поручениям вкладчиков безналичные расчеты по платежам.

В современных условиях работа учреждений ОАО «Сбербанк России». требует новых подходов и решений в вопросах совершенствования и развития расчетно-кассовых операций и особенно в сфере организации безналичных расчетов населения. В последние годы существенно расширилась сфера применения безналичных расчетов за товары и услуги.

Все расчеты по сделкам на крупные суммы, совершаемые между гражданами и предприятиями, учреждениями и организациями, производятся путем безналичного перечисления средств через отделения ОАО «Сбербанк России».. Оплата в таких случаях производится путем перечисления сумм со счетов вкладчиков на счета соответствующих организаций, учреждений или предприятий в банковских учреждениях.

Расчетный чек применяется для расчетов за любые виды услуг и товаров. Чек является именным денежным документом и выдается учреждениями ОАО «Сбербанк России». за счет средств, хранящихся на счетах граждан. Для получения чека в учреждении банка открывается депозитный счет на любую сумму. Депозитный счет может быть открыт также при внесении клиентом наличных денег. Клиенту по его желанию может быть выдано несколько чеков на сумму депозитного счета. За период хранения депозитного счета начисляется доход, выплата которого производится при закрытии счета. Операции по выдаче чеков выполняются всеми учреждениями ОАО «Сбербанк России»23.

Во многих зарубежных странах сформировалась устойчивая практика оплаты товаров длительного пользования расчетными чеками. Результаты, полученные в результате внедрения этой формы расчетов доказали ее очевидные преимущества. При расчете чеками денежная масса переливается из наличного в безналичный оборот и сокращается потребность в налично-денежной массе. Поскольку расчет чеками производится, как правило, за дорогие товары, в безналичный оборот переходят значительные денежные средства. Внедрение чеков выгодно для магазина и покупателя. В магазин не надо везти крупные суммы денег и покупатель избавлен от рисковых ситуаций в дороге. В свою очередь магазин освобождается от получения и хранения больших денежных сумм. Одновременно сокращаются затраты времени при обслуживании покупателей, связанные с пересчетом наличности.

В целях совершенствования обслуживания населения, дальнейшего развития безналичных расчетов и расширения чекового оборота расчетные чеки стали применяться в уплату за услуги, оказываемые предприятиями бытового обслуживания (при строительстве и ремонте жилья, изготовлении мебели и т.д.).

Круг предприятий бытового обслуживания, которые могут быть привлечены к оказанию услуг населению путем их безналичной оплаты, определяется учреждениями бытового обслуживания на местах совместно с отделениями ОАО «Сбербанк России».

Аванс за услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания по предварительным заказам по обслуживанию торжеств, также может быть оплачен расчетным чеком. Окончательный расчет за такие услуги производится гражданами наличными деньгами непосредственно с предприятием общественного питания24.

Круг товаров и услуг, за которые население может рассчитываться безналичным путем в последние годы значительно расширился. Около 93% всей суммы безналичных расходов населения приходится на расчеты граждан с торговыми организациями. Обязательным условием успешного развития этой формы расчетов является взаимная заинтересованность в ней со стороны предприятий торговли и отделений ОАО «Сбербанк России». Необходима реклама безналичных расчетов среди населения.

Чековая книжка ОАО «Сбербанк России» – еще одна форма безналичных расчетов. Чековая книжка – именной денежный документ и выдается вкладчику банка на любую сумму в полных рублях в пределах остатка средств на счете по вкладу до востребования. Расчеты за товары и услуги чеками из чековой книжки имеют очевидные преимущества:

– отпадает необходимость иметь при себе наличные деньги;

– гарантирована сохранность денежных сбережений по чековой книжке;

– отрывные чеки (всего 12) позволяют в течение двух лет (срок действия книжки) оплачивать любые виды промышленных товаров и бытовые услуги. В случае необходимости наличные деньги по чековой книжке можно получить в отделениях ОАО «Сбербанк России». По желанию вкладчика срок действия чековой книжки может быть продлен еще на два года25.

Информация о работе Роль Сбербанка в обслуживании населения