Роль сбербанка в мобилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России формулировалась и действует двухуровневая банковская система. Банки составляют неотъемлемую черту современного
денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями производства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. По данным Центрального банк на 1 января 1998 года в России действовало 1675 банков. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших и сложных задач экономической реформы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. История Сбербанка…………………………………………………..5
1.1 Организационная структура и управление Сберегательного банка России……………………………………………………………………12
1.2Операции сберегательного банка России по привлечению денежных средств физических лиц во вклады и виды вкладов принимаемых банками от населения………………………………….16
2.Сбербанк сегодня…………………………………………………….24
3.Анализ деятельности сбербанка России по привлечению средств………………………………………………………..…………29
4. Проблемы формирования сбережений в России…………………32
Заключение………………………………………………..……………40
Список литературы………………………………………….…………42

Файлы: 1 файл

курсовая дкб.docx

— 142.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. История Сбербанка…………………………………………………..5

1.1 Организационная структура и управление Сберегательного банка России……………………………………………………………………12

1.2Операции сберегательного банка России по привлечению денежных средств физических лиц во вклады и виды вкладов принимаемых банками от населения………………………………….16

2.Сбербанк сегодня…………………………………………………….24

3.Анализ деятельности сбербанка России по привлечению средств………………………………………………………..…………29

4. Проблемы формирования сбережений в России…………………32

Заключение………………………………………………..……………40

Список литературы………………………………………….…………42

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  России формулировалась и действует  двухуровневая банковская система. Банки составляют неотъемлемую черту  современного

денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  производства. Находясь в центре экономической  жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между  промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. По данным Центрального банк на 1 января 1998 года в России действовало 1675 банков. Создание устойчивой, гибкой и эффективной  банковской инфраструктуры – одна из важнейших и сложных задач  экономической реформы. Российская банковская система перестраивается. По форме перестройка заключается  в переходе от одно к двухуровневой  системе, а по содержанию от государственной  банковской монополии к рыночной конкурентной системе. В связи с  этим проблема конкуренции в банковском деле приобретает первостепенное значение. Особое место в банковской системе  России занимает Сберегательный банк. В настоящее время он имеет  уникальное положение, делающее его  несопоставимым ни с каким другим банком.

Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший  свою структуру после распада  СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов  требовали серьезных изменений  в работе банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых  условиях стали задачи сохранения целостности  системы банка, удержания позиций  на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления банком.

Стремясь к максимальной открытости, банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей  деятельности следующих принципов  корпоративной политики:

- стремление к наивысшим  стандартам обслуживания клиентов, защита интересов каждого клиента; 

- соблюдение законов,  этических норм и правил честного  ведения бизнеса, безусловное,  исполнение своих обязательств  и поддержание своей репутации; 

- нейтральность в отношении  финансово-промышленных групп, политических  партий и объединений и осуществление  своей деятельности в интересах  вкладчиков, клиентов и акционеров;

- учет социальной значимости  своей деятельности и рассмотрение  социального фактора наряду с  экономическим; 

- развитие новых операций  и направлений, на базе разумного  консерватизма; 

- бережное отношение к  своим сотрудниками, создание условий,  при которых каждый работающий  в банке может полностью реализовать  свои способности; 

- проявление заботы о  своих ветеранах; 

- учет традиций российского  предпринимательства, их возрождение.

 

1. История Сбербанка

12 ноября 1841 император Николай  I своим указом утвердил первый  Устав сберегательных касс в  России. Так было положено начало  сберегательного дела в России. В отличие от большинства европейских  стран, где сберегательные кассы  создавались и управлялись, главным  образом, частными предпринимателями  и их объединениями, в России  сберегательное дело стало прерогативой  государства. Это существенно  расширяло возможности его развития, позволяло преодолевать ограничения,  обусловленные за частую нехваткой  средств в начальный период  функционирования сберегательных  учреждений. Важным преимуществом  государственных сберкасс служили  привлекательные для вкладчиков  государственные гарантии сохранности  их сбережений.

Вместе с тем «огосударствление» сберегательного дела имело и  отрицательные последствия, так  как немалая доля сбережений расходовалась  на поддержание государственных  расходов, нередко направленных на непроизводительные, неэффективные  цели. В 1842 открылись первые сберегательные кассы в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе. Позднее, в 1846-1860 годах было учреждено еще 45 касс почти во всех губернских городах страны. Когда  в 1860-х годах сберкассы перешли  в ведение Государственного банка  России, общая сумма помещенных в  них вкладов на 140 тысячах сберегательных книжек составила 8,5 млн. руб.

Пореформенный период знаменовался радикальным повышением сберегательной активности, особенно в 1880-1890 годах. Наряду с кассами Госбанка стали создаваться сберегательные кассы при губернских и уездных казначействах, почтово-телеграфных конторах и управлениях железных до рог. Сеть сберкасс быстро расширялась, теперь они открывались не только в городах, но и сельской местности. В результате в 1882-1895 число касс увеличилось более чем в 40 раз и достигло почти четырех тысяч. Количество сберегательных книжек возросло в 15 раз и составило около 2 млн. В 1895 в составе Госбанка было создано Управление государственными сберегательными кассами. Первым управляющим сберегательными кассами был назначен тайный советник и член Госсовета А. П. Никольский, который являлся одновременно директором Госбанка России.

В начале 20 века в России, как и в других странах Европы, общей тенденцией развития сберегательного  дела стало превращение сберегательных касс в универсальные кредитные  учреждения. С 1906 наряду с вкладными  и кредитными операциями сберкассы  занимались страхованием капиталов, до ходов и жизни вкладчиков. К  началу 1914 насчитывалось 8553 сберегательных касс; число вкладчиков — 9 млн. человек; общая сумма активов — 1,7 млрд. руб.

С приходом к власти большевиков  сберкассы в отличие от коммерческих банков были формально сохранены. В  начале 1918, сразу после переезда советского правительства из Петрограда в Москву, нарком финансов В. Р. Менжинский издал приказ о воссоздании в  рамках своего ведомства Управления сберкасс. Однако предпринимаемые наркоматом финансов усилия на ладить деятельность сберкасс не увенчались успехом. В дальнейшем, в период военного коммунизма — с мая 1918 и до провозглашения в 1921 новой экономической политики – были последовательно ликвидированы все кредитные учреждения и сберегательные кассы практически не функционировали.

Лишь с вводом нэпа и  осуществлением денежной реформы 1922-1924 начала восстанавливаться довоенная  сеть сберкасс. В 1922 было утверждено положение  о государственных трудовых сберегательных кассах. Во второй половине 1920-х развитие сберегательного дела приобретает  государственного приоритет. В 1925-1930 большим  тиражом издавался популярный обще союзный журнал «Сберегательное  дело», в котором публиковались  выступления большевистских вождей и крупнейших ученых-экономистов.

В конце 1920-х годов руководство  страны провозгласило политику индустриализации на основе форсированного роста тяжелой  промышленности. В качестве одного из главных источников финансирования индустриализации государство использовало сбережения населения. В 1929 согласно новому «Положению о Гострудсберкассах» они  были переданы в ведение наркомфина и превратились по существу в единое кредитное учреждение по приему вкладов  населения и размещению государственных  займов. Этому учреждению вменялось  в обязанность максимально интенсифицировать  привлечение средств населения. Однако при карточной системе  и низких денежных доходах основной массы трудящихся решить подобную задачу было невозможно. Планы по вкладам  выполнялись не более чем на 40-50%. Относительно лучше обстояло дело с  государственными займами, поскольку они носили «добровольно-принудительный» характер.

Но и по займам плановые задания реализовывались не полностью. Так в 1932 план «четвертого завершающего года первой пятилетки» был выполнен на 85,5%. Дефицит предусмотренных  в бюджете денежных поступлений  государство восполняло ничем не обеспеченной эмиссией, которая отрицательно сказывалась на без того невысокой  покупательной способности рубля.

В период Великой Отечественной  войны сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения  для финансирования военных расходов, принимали активное участие в  размещении предназначенных для  этого госзаймов, а также в  распространении билетов денежно-вещевых  лотерей. За счет выручки от госзаймов  было покрыто около шестой части  военных расходов. Кроме того, через  сберкассы поступали средства и  ценности, вносимые населением в фонд обороны.

В 1948 принят новый Устав  сберегательных касс, который внес существенные изменения в их деятельность. Наряду с традиционными функциями  сберкассы стали осуществлять и  безналичные расчеты, перечислять  заработную плату работникам на их счета. По новому уставу сберкассы оставались в подчинении Главного управления Гострудсберкасс  и Госкредита министерства финансов. Министерства финансов союзных и  автономных республик, финотделы исполкомов краевых, областных и районных советов  руководили работой сберкасс на местах. К 1952 была восстановлена до довоенного уровня сеть сберкасс, которая вследствие оккупации значительной части территории СССР сократилась в период войны вдвое. На начало того же года в стране насчитывалось уже около 42 тыс. сберегательных касс.

В 1950-е годы была возобновлена прерванная войной работа по совершенствованию  сберегательного дела, в частности, по механизации рас четных операций в крупных сберкассах. В Москве, Ленинграде, столицах не которых союзных  республик, областных и краевых  центрах создаются машиносчетные  станции и вычислительные бюро, которые  оснащаются, перфорационными устройствами и клавишными счетными машинами. В 1963 сберегательные кассы из Минфина  были снова переданы в ведение  Госбанка, и сбережения населения  стали направляться на пополнение его  кредитных ресурсов.

В период перестройки, со второй половины 1980-х годов деятельность кредитно-финансовых учреждений существенно  активизировалась, увеличился и приток вкладчиков сберкасс. К концу перестройки  в сберегательных кассах страны было открыто 142 млн. новых счетов. В 1987 была проведена реорганизация сложившейся  в стране банковской системы. На базе государственных сберегательных касс был создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения – Сбербанк СССР, который  начал обслуживать также и  юридические лица. В составе Сбербанка  СССР было образовано 15 банков союзных  республик, в том числе Российский республиканский банк.

В 1990 Постановлением Верховного Совета РСФСР российский республиканский  банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В 1990-1991 годах  он был преобразован в акционерный  коммерческий банк. Вскоре Сбербанк зарегистрировал  свой Устав в Центральном банке  Российской Федерации и провел эмиссию  акций. После распада СССР структуры  и активы Сбербанка СССР влились  в состав Сбербанка Российской Федерации.

В 1996 Сбербанк начал трансформацию  в универсальный коммерческий банк, значительно расширив обслуживание корпоративных клиентов. Несмотря на сложность и новизну проблем  постсоветского финансового рынка, Сбербанк способствовал устойчивому  функционированию межбанковского и  валютного рынков страны, привлек  крупнейший кредит западных банков. Сбербанк – единственный из коммерческих банков России, вошедший в число 200 крупнейших кредитных институтов мира, в первую сотню европейских банков и ставший  членом Всемирного института сберегательных касс (WSBI). Банк имеет статус наблюдателя  в Европейской группе сберегательных банков (EGSB).

В условиях финансово-экономического кризиса 1998 произошла дестабилизация всех сегментов финансового рынка (отлив рублевых вкладов из Сбербанка  составил 7,7% от общей их суммы по состоянию на 1 августа 1988, остаток  валютных вкладов снизился за тот  же период на 10,2%). В этих условиях Сбербанк оставался одним из немногих российских банков, про должавших исправно выполнять  все свои обязательства перед  вкладчиками и клиентами, а также  зарубежными контрагентами. Сбербанк по поручению Центрального банка  РФ принял на себя обслуживание обязательств по вкладам в наиболее крупных кризисных банках.

После 1998 Сбербанк переориентировал свою деятельность, сместившись с  рынка государственных казначейских обязательств в реальный сектор экономики, произошло увеличение численности  частных вкладчиков, расширилась  его корпоративная клиентура, возросла его роль в обслуживании финансовых потоков бюджетов всех уровней. Количество обслуживаемых филиалами Сбербанка  управлений и отделений Федерального казначейства увеличилось в 1,6 раза и составило к концу 1998 около 40% их общей численности. Расширилось  участие Сбербанка в обслуживании экспортно-импортных операций. При  общем снижении в 1998 внешнеторгового  оборота России, объем оборота, обслуживаемого Сбербанком, сохранил устойчивую тенденцию  к росту. Уже к началу 1999 года 50% средств его кредитного портфеля приходилось на промышленность и  строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Организационная структура и управление Сберегательного банка России.

Информация о работе Роль сбербанка в мобилизации