Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:31, курсовая работа
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия структурной трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
Введение
Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики
Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
Роль государства в структурной трансформационной экономике
Особенности белорусской модели экономического развития
Заключение
Список использованных источников
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
- с недостаточно благоприятной
правовой и экономической
- слабой государственной
поддержкой
- низким уровнем инвестиционной
привлекательности для
- отсутствием широкого
слоя эффективных
- низким уровнем эффективности
управления и экономической
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:
- создание необходимых
нормативных и правовых, финансовых
и других макроэкономических
условий для структурных
- опережающее развитие
наукоемких
- стимулирование процесса
реформирования реального
- развитие и государственная
поддержка малого
- повышение эффективности
деятельности естественных
- разработка и реализация
социальных программ и
Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.
В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
- Преодоление кризисных
явлений, углубившихся после вступления
общества в переходную
- Формирование рыночных
отношений и рыночной
- Реформирование отношений
собственности как основы
- Создание условий
- Создание развитой системы
социальной защиты и
В настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.
В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.
В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.
РАЗОБРАТЬ!!!!
СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Л.
П.Буракова
к.э.н, доцент
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь
Выход из кризиса всегда сопряжен со структурной трансформацией всего
хозяйства страны. Только структура экономики, базирующаяся на оптимальных
макроэкономических пропорциях, эффективном использовании национальных
природных, экономических, демографических и других ресурсов, отражающая
традиции, и особенности развития государства и ориентированная на удовлетворение
спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития
государства и обеспечения его экономической безопасности.
Если оценивать состояние экономики нашей страны, то нужно отметить, что
мировой кризис нанес существенные удар хозяйству республики. В 2009г. число
убыточных организаций в республике составило 908 или 8,7% от их общего
количества, в том числе в промышленности - 18,2%.
Распределение убыточных
организаций по сумме чистого убытка за
январь-ноябрь 2009г.
по республиканским
органам государственного управления и иным организациям
характеризуется
следующими данными: Минсельхозпрод (система) – 116, в том числе
Облсельхозпрод
– 107, Минтранс – 29, Минстройархитектуры – 13, Минпром – 66, концерны
“Беллегпром” – 35, “Беллесбумпром” – 26, Белкоопсоюз – 11 организаций. Кроме
того, за 2009год число организаций с рентабельностью от 0 до 5% в республике
равнялось 35%, а с рентабельностью от 5 до 10 – 22,2% [2, с.175-178]. При этом
наибольшее количество убыточных организаций в 2009году было в Витебской (53) и
Гомельской (54) областях.
Чистый убыток в сумме свыше 500 млн. рублей получили
327 организаций.
[2, с.179].
При таком состоянии эффективности производства выход из кризиса возможен
только посредством перестройки отраслевой и технологической структуры всей
экономики. Структурная перестройка должна быть направлена на приоритетное
развитие конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках
секторов и отраслей. При этом первоочередное внимание должно уделяться
опережающему развитию высокотехнологичных производств.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше
уровень развития промышленного потенциала страны, тем глубже его регулирующее
воздействие на экономическое развитие в целом. Поэтому структурная
трансформация нашей экономики должна вестись в первую очередь в
промышленном производстве и быть направлена на создание в нем
Y
и
YI
технологических укладов, доля которых в республике еще очень мала. Именно эти
технологические уклады обусловливают развитие таких функциональных
подразделений как микроэлектроника, телекоммуникации, биотехнологии,
космическая техника, тонкая химия и информационные технологии т.д., составляют
основу структуры хозяйства постиндустриального общества.
Заинтересовать потенциальных инвесторов в создании высокотехнологичных и
прибыльных производств – дело не простое, оно требует подготовки
соответствующих условий, создания определенных предпосылок. Одни из них в
нашей стране имеются: соответствующая инфраструктура, геополитическое
положение, опытные кадры специалистов, а других или еще нет, или же они требуют
дополнительного финансирования для своего развития. Анализ эффективности
белорусской экономики показывает, что высокотехнологичные производства в нашей
стране в настоящее время сосредоточены в основном только в отдельных отраслях
промышленности. Так в целом по промышленности удельный вес новой продукции в
объеме производства в 2009 году составил – 15,4%, в том числе в Минпроме – 32,9%,
Минстройархитектуры – 14,1%, в концернах “Белнефтехим” – 20,7%, “Белбиофарм” –
21,8%.[3, с.42]. В других производствах нашей экономики удельный вес новой
продукции в объеме производства настолько мал, что он даже не фиксируется
статистикой. Это подтверждают данные статотчетности о запасах готовой продукции
на складах предприятий. Так в промышленности в целом на 1 января 2010 года
запасы готовой продукции образовались на сумму 5465,1 млрд. руб. или 67,9% к
среднемесячному объему производства продукции, в том числе соответственно в
машиностроении и металлообработке – на 2556,7 млрд. руб. или 137,3%
среднемесячного объема производства, в лесной, деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности – на 236,6млрд.руб. или 81,6%, в
промышленности строительных материалов – на 228,1млрд. руб. или 54,7%, в легкой
промышленности – на 515,9млрд. руб. или 160,3%, в пищевой промышленности - на
1111,0 млрд. руб. или 70,9%. % к среднемесячному объему производства.[3, с.38].
Для эффективной структурной трансформации и выхода из кризиса очень
важным является выбор приоритетов отраслевого и функционального развития.
Проблемы экономики в настоящее время могут быть решены только лишь с опорой
на определенные «точки роста», которые отражают национальные особенности,
преимущества и способны дать значительный толчок в оживлении спроса как
внутреннего, так и внешних рынков.
Огромное значение для повышения эффективности экономики имеют
институциональные преобразования, связанные с совершенствованием основных
инструментов государственного воздействия на структурную перестройку. Такими
рычагами, в первую очередь, являются программирование, индикативное
Информация о работе Роль государства в структурной трансформационной экономике