Роль государства в структурной трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия структурной трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;

Оглавление

Введение
Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики
Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
Роль государства в структурной трансформационной экономике
Особенности белорусской модели экономического развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.docx

— 96.30 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение

  1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики
  2. Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
  3. Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
  4. Роль государства в структурной трансформационной экономике
  5. Особенности белорусской модели экономического развития

       Заключение

       Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т.е. развивающихся стран. Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории — экономические проблемы трансформационного периода — еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы – исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия  структурной трансформационной экономики;

- проанализировать зарубежный  опыт формирования рыночной экономики  и возможность его применения  в условиях Республики Беларусь;

- исследовать состояние  и особенности процесса перехода  в Республике Беларусь на современном  этапе.

В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике макроэкономических преобразований, международных экономических отношений и конкурентоспособности национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

 

1.Цели и задачи, основные принципы и механизмы  структурной трансформации экономики

 

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей. 
 
Однако в новых условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских предприятий, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1/3 убыточные) такая экономика перестала быть востребуемой как на внутреннем, так и на внешних рынках, а в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями. 
 
В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на 
 
основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисного состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности наглей страны и мировой опыт структурных преобразований. 
 
В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются: 
 
• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей; 
 
• высокие энерго- и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; 
 
• высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; 
 
• недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости. 
 
Ближайшие два—три пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления 
 
экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. 
 
Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. 
 
При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска; усилить социальную ориентацию преобразований. 
 
Однако в условиях неблагоприятной отраслевой структуры, чрезвычайно фискальной системы налогообложения, искаженной системы ценообразования и неустойчивого финансового положения многих предприятий в стратегической перспективе невозможно без решительной трансформации некоторых подходов к макроэкономической политике гарантировать укрепление конкурентных позиций белорусских производителей на мировом и даже внутреннем рынках. 
 
После развала традиционных хозяйственных связей борьба за предотвращение экономического коллапса в стране и работа по обеспечению социальной защиты населения поставили государство в центр общественно-экономической системы Беларуси как единственный институт, который был в состоянии обеспечить решение этих задач. Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи: 
 
• структурная модернизация экономики; 
 
• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики. 
 
При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов: 
 
• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; 
 
• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; 
 
• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности; 
 
• перехода на инновационный путь развития экономики; 
 
• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; 
 
• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; 
 
• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; 
 
• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; 
 
• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; 
 
• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; 
 
• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; 
 
• рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств. 
 
В качестве критериев успешности указанных структурных преобразований необходимо использовать обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики страны в сравнении со странами—торговыми партнерами. 
 
Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения различных стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением 
 
иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса. 
 
Учитывая различия между отраслями и их группами, структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно отрасли подразделить на группы. 
 
1. Группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов; ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в Республику Беларусь по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК — животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций. 
 
Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их направление на эффективные инвестиции. В этих отраслях целесообразно также привлечение иностранных инвестиций на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности. 
 
2. Традиционные отрасли промышленности, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать ее новые виды, соответствующие потребительским свойствам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, станкостроение, дорожное и транспортное машиностроение, черная металлургия, легкая промышленность). Основным направлением структурной перестройки этих отраслей является модернизация, переспециализация (перепрофилирование) производства на основе современных, в том числе заимствованных технологий и закупки нового оборудования, выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков. 
 
В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли и производства, обеспечивающие увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса. 
 
3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и использующие более полно человеческий потенциал Беларуси — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших инвестиций и затрат человеческого капитала группа отраслей. Она включает отрасли и производства, основанные на разработке и использовании новейших и высоких технологий, к которым относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и нано электроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нано технологии; импортозамещающие производства; под отрасли системы образования и научного обслуживания. 
 
Во всех группах отраслей должен применяться комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные структуры в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры. Это обеспечит снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышении конкурентоспособности продукции. 
 
Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нано технологии и нано материалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

 

2. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы

Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность трансформационной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-третьих, трансформационная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями .

Следует отметить, что понятие "трансформационная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной — социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача — заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладную национальную экономику, выступающую базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак трансформационной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Также существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Другая отмеченная закономерность – интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Информация о работе Роль государства в структурной трансформационной экономике