Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проверки товаров и тары организации, направлений ее совершенствования.
Задачами курсовой работы являются:
– исследование экономической сущности, значения и классификации товарных запасов торговой организации;
– обобщение цели, задачи, принципов и способов проверки товаров и тары;
Введение 3
1. Теоретические аспекты проверки товаров и тары в торговле 5
1.1. Экономическая сущность, значение и классификация товарных
запасов организации 5
1.2. Цель, задачи, принципы и способы проверки товаров и тары 10
1.3. Краткая экономическая характеристика филиала
Дрогичинского райпо «Коопзаготпром» 18
2. Проверка товаров и тары организации, направления
ее совершенствования 33
2.1. Нормативное и информационное обеспечение проверки товаров
и тары организации 33
2.2. Инвентаризация товарных запасов и тары: организация и порядок проведения 41
2.3. Проверка состояния бухгалтерского учета товаров и тары,
направления ее совершенствования 49
2.4. Оценка состояния и эффективности использования товарных
запасов в организации 56
Заключение 62
Список использованных источников 66
– № ПК-3 «Приемная квитанция на закупку жив. сырья, пушнины»;
– № ПК-4 Ведомость на закупку сельхозпродуктов у населения
Приемные квитанции
Для филиала «Коопзаготпром»
Ревизор проверяет выполнение Инструкции о порядке заполнения и оформления первичных документов на закупку сельхозпродуктов и сырья в организациях потребительской кооперации.
При закупке картофеля, овощей, ягод, бахчевых культур сначала проводится их качественная приемка, которая оформляется анализом – отвесом на каждую партию в 2-х экземплярах. Под отчет зав. складом приходует картофель, овощи, ягоды и др. по фактической массе, установленной при взвешивании.
Приемку от населения металлолома и вторичного сырья (тряпья, макулатуры и т. д.) оформляют приемной квитанцией общей формы № ПК-2 и регистрируют в специальной книге.
Ревизор проверяет правильность оформления Ведомости на закупку сельхозпродуктов у населения (форма ПК-5) при оплате их стоимости из подотчетных сумм заготовителей и из выручки розничных объектов торговли.
Имеются особенности в документальном оформлении приемки шерсти, животноводческого сырья, пушнины с учетом их качества.
Источниками информации об инвентаризации товаров и тары в рознице инвентаризационные описи (форма № Инв.-12), акты контрольной проверки правильности проведения инвентаризации, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № Инв.-13).
Потери товаров в пределах норм естественной убыли определяют по расчету при инвентаризации.
В розничной торговле нормы естественной убыли товаров установлены в процентах к стоимости товаров и применяются к товарам, проданным за период между инвентаризациями без учета времени их нахождения в магазине.
На основании накопительной ведомости (с учетом документированного прихода и расхода товаров) бухгалтер составляет расчет естественной убыли по отдельным товарам, умножая стоимость проданных товаров на норму естественной убыли, а затем суммирует каждую сумму начисленной естественной убыли за межинвентаризационный период.
Источниками информации проверок товаров и тары также являются учетные регистры: журналы и книги по основным счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.
Аналитический учет товаров и тары в розничной торговле по материально-ответственным лицам в журнале № К-З, который имеет такие же разделы, как и товарно-денежный отчет, и предназначен для группировки данных о поступлении, выбытии, остатках товаров и тары, реализации товаров и прочих оборотах. Записи в журнал по лицевым счетам материально-ответственных лиц производят на основании проверенных, обработанных и утвержденных товарно-денежных отчетов и сличительных ведомостей. Аналитический учет сельхозпродуктов, сырья, тары по счету 41 «Товары», субсчету 4 «Товары и тара заготовок», в котором записи производятся как и в журнале № К-3.
В процессе проверок товаров и тары
организации источниками информации служит
статистическая отчетность: отчет
о товарообороте и запасах товаров (форма
№ 12-торг, товарооборот); отчет о розничной
торговле (форма
1-торг, розница), отчет о финансовых результатах
(форма 12ф, прибыль) отчет о затратах на
производство продукции (форма 4ф, затраты);
отчет о закупках и реализации сельскохозяйственной,
дикорастущей продукции и вторичного
сырья (форма « 11-заг, потребсоюз); отчет
по труду (форма 12-т); отчет о численности,
составе и профессиональном обучении
кадров (форма 6-т, кадры)
и другие. Например, отчет о розничной
торговле (1-торг, розница) содержит информацию
в I разделе и суммах продажи товаров, всего,
в том числе по товарным группам; во II разделе
о наличии объектов розничной (торговой)
сети;
в III разделе о продаже товаров населению
в кредит. Проверка показала, что суммы
объема товарооборота филиала «Коопзаготпром»
по отчету формы
12-торг (товарооборот) и формы 1-торг (розница)
в 2010–2011 гг. не совпадают.
Отчет о закупках и реализации сельскохозяйственной, дикорастущей продукции и вторсырья содержит информацию о наличии на начало года, закупках (количество, сумма), в т. ч. у населения, реализовано всего, в т. ч. организациям потребкооперации, по прочим каналам сбыта.
Отчет о затратах на производство продукции (ф. 4-ф, затраты) содержит информацию об объеме производства продукции по отпускным ценам за вычетом налогов и затратах на производство.
Статистическая отчетность в основном используется для оценки основных показателей хозяйственной деятельности организации.
Ознакомление с бухгалтерской и статистической отчетностью показало, что она составляется в филиале «Коопзаготпром» в соответствии с указаниями статистического Комитета Республики Беларусь. Однако ряд показателей о материально-технической базе заготовок, товарооборота и формирование прибыли не совпадает, в ряде статотчетов имеются исправления, не оговоренные составителем и ответственным лицом.
В Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском
учете и отчетности»
говорится: «Инвентаризация средств
(активов) и источников (пассивов) –
это проверка и документальное подтверждение
фактического наличия средств (активов)
и их источников (пассивов), выявление
отклонений от учетных данных и принятие
решений по внесению изменений в данные
бухгалтерского учета» [21, с. 77].
Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации (учреждения), собственником имущества организации или уполномоченным им органом.
А. В. Крупнова отмечает, что инвентаризация (от лат. inventarium – опись имущества) – сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета [14, с. 65]. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены соответствующими документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. По мнению А. В. Крупновой «Целью проведения инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, это один из действенных механизмов внутреннего контроля за сохранностью имущества организации, полнотой, своевременностью осуществления расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам по уплате налогов и сборов, соблюдением требований законодательства при осуществлении и учете финансово-хозяйственной деятельности, своевременным выявлениям ошибок в учете и внесением исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности [14, с. 65].
По мнению Лемеша В. Н. процесс инвентаризации можно разделить на ряд этапов. Причем содержание работ на каждом из этапов при проведении инвентаризации активов отличаются [17, с. 51].
Порядок проведения инвентаризации активов,
включая товары и тару и оформления
ее результатов установлен постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь
от 30.11.2007 г. № 180 «Об утверждении Инструкции
по инвентаризации активов и обязательств
и признании утратившим силу нормативного
правового акта Министерства финансов
Республики Беларусь»
(с учетом изменений и дополнений от 22.04.2010
г. № 50) – далее инструкция № 180.
Рисунок 2.1 – Методика проведения инвентаризации активов
Примечание. Источник [17, с.51]
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств является межотраслевой, поэтому Министерство финансов Республики Беларусь разрешило другим министерствам и ведомствам разрабатывать указания по применению ее положений, а при необходимости – отраслевые инструкции. Министерство торговли Республики Беларусь в 2002 г. утвердило Инструкцию о порядке организации и проведении проверок (ревизий), в которой предусматривалось проведение сплошной инвентаризации. Инструкция о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в организациях, учреждениях потребкооперации утверждена Белкоопсоюзом 28.11.1996 г. Названные нормативные документы морально устарели.
Руководитель филиала «
Чтобы планы по организации инвентаризационной работы не оставались только на бумаге, председатель правления Дрогичинского райпо обязан6
– ежемесячно при проведении итогов финансово-хозяйственной
деятельности заслушивать отчеты
руководителей контрольно-ревизионного
отдела
и ревизионной комиссии о выполнении ими
функций по инвентаризационной работе;
– поручать своему заместителю и гл. бухгалтеру проводить не реже двух раз в год в структурных подразделениях, бухгалтерии, контрольно-ревизионном отделе, ревизионной комиссии проверки выполнения каждым работником возложенных функций по инвентаризационной работе;
– заслушивать на общем собрании уполномоченных райпо по годовому отчету сообщения начальников функциональных отделов об итогах инвентаризационной работы;
– предусмотреть премирование работников аппарата управления за своевременное и качественное выполнение всех должностных функций по инвентаризационной работе;
– обеспечить глубокое изучение Инструкции по инвентаризации активов и обязательств всеми работниками аппарата управления, членами центральной и рабочей инвентаризационных комиссий.
Основную работу по организации инвентаризации товаров и тары ведут гл. бухгалтер, бухгалтерия.
Гл. бухгалтер обязан обеспечить:
– совместно с начальником контрольно-ревизионного отдела разработку проектов планов проведения периодических инвентаризаций товарно-материальных ценностей;
– своевременное представление руководителю организации предложений по составу центральной (постоянно действующей) и рабочей инвентаризационной комиссии, которой поручается инвентаризация товаров, тары, других товарно-материальных ценностей, денежных средств;
– систематическое участие работников бухгалтерии в проведении инвентаризации в качестве членов рабочих инвентаризационных комиссий;
– своевременнее и правильное определение бухгалтерией результатов инвентаризаций.
Особенно соблюдение установленного порядка зачета недостач излишками (по пересортице в объектах торговли, на складах товаров и тары и т. п.) и списания товарных потерь в пределах установленных норм, в ряде случаев и сверх норм;
– участие членов рабочих инвентаризационных комиссий в определении результатов инвентаризаций и разработке предложений по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списания недостач в пределах установленных норм потерь;
– своевременное представление на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии сличительных ведомостей по результатам инвентаризации (в магазинах, на складах и т. п.) и других документов, связанных с результатами инвентаризаций, а также последующее их представление с заключением центральной комиссии руководителю организации на рассмотрение и утверждение;
– правильное ведение бухгалтерией «Книги контроля за выполнением приказов и проведения инвентаризации»;
– правильное ведение бухгалтерией «Книги учета контрольных проверок проведенных инвентаризаций»;
– систематический контроль за выполнением планов проведения периодических, выборочных и годовой инвентаризации и др.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» сроки проведения инвентаризации имущества, включая товары и тару, в магазинах устанавливаются руководителем организации – не реже одного раза в год.
Кроме того, на складах, холодильниках период между очередными инвентаризациями рекомендуется проводить не менее двух-трех выборочных проверок отдельных товаров в связи с их переоценкой.
Инвентаризацию товаров и тары в обязательном порядке проводят: при смене собственника (реорганизации); при ликвидации организации; перед составлением годовой отчетности; при смене руководителя организации или материально-ответственных лиц; при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие); по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.
В Дрогичинском райпо для проведения
инвентаризации товарно-материальных
ценностей, денежных средств, обязательств
создаются рабочие
Рабочая инвентаризационная комиссия назначается приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии входит не менее трех человек. Председателем инвентаризационной комиссии назначают представителя администрации (руководителя) организации, членами комиссии назначают представителей комиссий кооперативного контроля за работой объектов торговли, работников бухгалтерии и др. В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет, Инструкцию о порядке проведения инвентаризации имущества.
Информация о работе Проверка товаров и тары организации, направления ее совершенствования