Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проверки товаров и тары организации, направлений ее совершенствования.
Задачами курсовой работы являются:
– исследование экономической сущности, значения и классификации товарных запасов торговой организации;
– обобщение цели, задачи, принципов и способов проверки товаров и тары;
Введение 3
1. Теоретические аспекты проверки товаров и тары в торговле 5
1.1. Экономическая сущность, значение и классификация товарных
запасов организации 5
1.2. Цель, задачи, принципы и способы проверки товаров и тары 10
1.3. Краткая экономическая характеристика филиала
Дрогичинского райпо «Коопзаготпром» 18
2. Проверка товаров и тары организации, направления
ее совершенствования 33
2.1. Нормативное и информационное обеспечение проверки товаров
и тары организации 33
2.2. Инвентаризация товарных запасов и тары: организация и порядок проведения 41
2.3. Проверка состояния бухгалтерского учета товаров и тары,
направления ее совершенствования 49
2.4. Оценка состояния и эффективности использования товарных
запасов в организации 56
Заключение 62
Список использованных источников 66
– осуществлялся ли контроль работы лиц, на которых возложена приемка товаров по количеству и качеству.
Проверяя правильность и своевременность осуществления приемки поступивших товаров, ревизор проверяет:
– наличие договора на поставку товаров, кто по этому договору должен осуществлять приемку их по количеству и качеству. Приемка товаров и тары по количеству и качеству может быть проведена с участием представителей: продавца, торгово-промышленной палаты;
– органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, уполномоченных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в области, соответствующей для проверки качества принимаемых товаров. При выявлении недостачи, несоответствия качества и маркировки товаров, тары или упаковки установленным требованиям, в случае необходимости составления двустороннего акта, вызов представителя, продавца является обязательным;
– соблюдались ли сроки направления уведомления и прибытия представителя покупателя в зависимости от вида товара в соответствии с законодательством, договором;
– принимались ли меры по обеспечению сохранности товара;
– правильность состава комиссии при приемке товаров и при выявлении расхождений по количеству и качеству;
– обоснованность и правильность документального оформления выявленных расхождений по количеству и качеству;
– наличие фактов необоснованного составления акта выявленных расхождений при приемке, акта на естественную убыль в пути или нормируемого боя с целью присвоения товаров;
– соблюдение сроков приемки товаров по количеству и качеству согласно законодательству и договору.
При выявлении расхождений по количеству качеству при приемке товаров, должен быть составлен акт в соответствии с установленным порядком.
В составленном акте ревизор должен проверить:
– правильность заполнения всех реквизитов, наличие необходимых подписей и печатей;
– правильность подсчетов частных
и общих итогов по вертикальным
и горизонтальным графам (строкам) документа.
Тара, поступившая с товаром, принимается
по количеству и качеству
в соответствии с действующими нормативными
актами и договором. При этом проверяется:
наличие сертификата, правильность
тарной маркировки, соответствие качества
тары стандартам, техническим условиям
и данным сопроводительных документов
и т. п.
Выявленные расхождения по количеству и качеству при приемке тары должны быть оформлены актом.
Особое внимание ревизор уделяет проверкам первичных документов по поступлению и выбытию товаров и тары, отчетов материально-ответственных лиц.
Проверку первичных документов ревизор осуществляет по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей, не противоречит ли содержание совершенных операций правилам учета и отчетности). В первичных документах в обязательном порядке должны присутствовать наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, их личные подписи, расшифровка подписей и печать, завершающая подлинность подписей.
В ходе ревизии выявляются недоброкачественные документы, неправильно оформленные и не отражающие действительно совершенную операцию или отражающие ее в искаженном виде. Имеются ряд формальных признаков недоброкачественных документов. К числу этих признаков относят:
– отсутствие при исполнительном документе распорядительного документа или разрешительной подписи руководителя;
– оформление документа с нарушением установленной формы, т. е. не на стандартном бланке;
– незаполнение реквизитов документа (номер, дата, организация и т. д.);
– взаимное несоответствие отдельных реквизитов документов (наименование организации, ее адрес, штамп, печать, подписи и т. д.);
– неполное оформление документа;
– отсутствие при документе необходимых приложений (например, сертификата качества товара и др.);
– несоответствие приложений к документу, например, сумма сводного документа не соответствует итогу приложенных к нему первичных документов;
– расхождение в содержании нескольких экземпляров одного и того же документа;
– подписание документа лицами, не имеющими на это право;
– подделка подписей, наличие разного рода подчисток, неоговоренных исправлений.
Каждый документ с дефектами подлежит тщательной проверке ревизором путем анализа операции, которая оформлена этим документом.
Ревизор проверяет достоверность разных документов, которыми оформляются поступление и выбытие товаров и тары в магазины: товарно-транспортные накладные, сертификаты качества, качественные удостоверения; платежные документы, доверенности на получение товаров и тары, акты об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товаров; акты о порче, бое, ломе товаров; инвентаризационные описи; акты о переоценке товаров. В товарно-транспортных накладных ревизор проверяет:
– полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов;
– правильность указанных цен в накладных;
– правильность указания процента и суммы надбавки, сравнивает с договором, указана ли стеклопосуда отдельной строкой и не начислена ли на эту сумму надбавка;
– полноту отнесения транспортных расходов;
– наличие всех требуемых на накладных подписей, особенно по строке «Принял»;
– наличие подчисток, помарок и др.;
– совпадают ли суммы, подписанные прописью и цифрами, как по сумме, так и количеству товаров;
– обоснованность внутреннего перемещения товаров, проследить выписку без товарных накладных;
– эффективность работы с выборкой фондов, квотируемыми товарами.
Особое внимание уделяется правильности и полноте заполнения книги покупок, где регистрируются приходные документы. Проверяется, все ли приходные документы отображены в этой книге и включены в товарно-денежный отчет объекта торговли (магазина).
В товарно-транспортной накладной на возврат тары проверяющий (ревизор) контролирует полноту заполнения реквизитов, правильность начисления количества и суммы тары, наличие необходимых подписей. При поступлении товаров от производителя или оптовой базы в магазин проверяется, указан ли номер и срок действия сертификата соответствия (качества и безопасности) и телефон лица, где хранится этот сертификат. Ревизор проверяет наличие сертификата соответствия (качества) на продовольственные и непродовольственные товары. Качественное удостоверение выписывается и на продукцию собственного производства кооперативной организации (кондитерские и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты). Ревизор проверяет своевременность поступления и полноту оприходования товаров и тары, акцепт и оплату платежных документов по журналу учета получаемых от поставщиков документов. Также проверяется хронология производимых записей в этом журнале, соответствие поставки условиям договора, а также обращается внимание на условия подписываемых договоров, правильность и обоснованность цен, оптовых надбавок, транспортных расходов, правильность таксировок, подсчетов, итоговых сумм; своевременность оплаты полученных грузов. Проверка полноты оприходования товаров и тары производится путем сопоставления данных об их количестве, качестве и стоимости по платежным документам (платежным требованиям, платежным поручениям и др.) с данными документов на их оприходование и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, товарно-денежными отчетами.
При фактах повреждения грузов, отсутствия пломб, обнаружения пломб с неясными оттисками, просрочки доставки грузов, утраты документов и т. п., ревизор проверяет «Акты об установленных расхождениях в количестве и качестве при приемке товаров» (форма № 12), где должны быть указаны дефекты товара и их причины, выводы и предложения комиссии по выявленным недостачам и пересортице товара и тары.
При проверке «Акта об установленных расхождениях в количестве и качестве при приемке товаров» ревизор обращает внимание на причины возникновения недостачи, порчи, кто виноват в допущенном нарушении и какие меры приняты для возмещения полученного ущерба.
При наличии в организации, магазинах, местах хранения фактов списания товарных потерь от боя, лома, порчи товаров ревизор проверяет «Акты о порче, бое, ломе товаров» (форма № 026), а также расчеты на списание естественной убыли товаров. При проверке акта о бое, ломе, порче товаров, ревизор обращает внимание на необходимость списания товаров, т. вверяется характер, причины, степень и количество товарных потерь; имеется ли основание списания товарных потерь (приказ или распоряжение) руководителя предприятия; не списывались ли товарные потери на финансовые результаты организации, если установлены виновные лица; не рассматривался ли и взыскан ли он с виновного.
В расчете естественной убыли ревизор проверяет такие факты: правильно ли применена методика расчета естественной убыли; не начислялась ли естественная убыль на товары, по которым нормы естественной убыли не предусмотрены (фасованные, другие подобные товары); правильность применения норм естественной убыли к конкретным товарам; не списывалась ли естественная убыль сверх суммы фактических потерь; не списывались ли суммы естественной убыли за счет расходов по реализации, вместо отнесения их на виновных лиц.
При проверке результатов переоценки товаров, отраженной в инвентаризационной описи – акте о переоценке товаров и других материальных ценностей (форма № 1), ревизор обращает внимание на наличие основания переоценки (приказ руководителя); наличие распоряжения (постановления) правительственных органов; правильность прежних и новых цен; правильность таксировки и подсчета итогов; достоверность переоценки (количественное движение товаров); своевременность проведения переоценки.
Проверка ревизором
товарно-денежного отчета материально-ответствен-ного лица включает
несколько этапов: с формальной стороны,
с арифметической точки зрения и по существу.
С формальной стороны проверяется соблюдение
действующей формы товарно-денежного
отчета, наличие соответствующих подписей
в документах. При формальной проверке
товарно-денежного отчета ревизор устанавливает
наличие подписей материально-ответственного
лица и бухгалтера, который проверял и
подписал данный отчет, проверяет, заполнена
ли на обратной стороне отчета ведомость
движения тары. Арифметическая проверка
включает в себя проверку правильности
итоговых сумм по товарно-денежному отчету
и выведение сальдо (остатков) на конец
отчетного периода по товарам и таре; достоверность
разнесения сумм по корреспондирующим
счетам для записи в журнал
№ К-3, подсчет суммы розничного товарооборота.
Проверка товарно-денежного отчета материально-ответственного
лица по существу включает в себя следующие
операции:
– совпадают ли остатки на конец предыдущего отчетного периода по товарно-денежному отчету с остатками на начало следующего отчета;
– сравниваются остатки на
начало и конец отчетного периода по отчету
с соответствующими показателями журнала
№ К-3;
– своевременно ли предоставляются материально-ответственными лицами товарно-денежные отчеты в бухгалтерию;
– правильно и своевременно ли переносятся в товарно-денежный отчет из первичных документов суммы поступления и выбытия товаров, тары;
– соответствуют ли даты первичных документов отчетному периоду, за который составлен товарно-денежный отчет;
– проверяется полнота и правильность заполнения реквизитов первичных документов;
– каждая ли операция в товарно-денежном отчете подтверждается документально;
– наличие в первичном документе всех подписей, подтверждающих приемку и отпуск товаров и тары;
– наличие резолюции руководителя и гл. бухгалтера на внутреннее перемещение товаров и тары;
– наличие доверенностей покупателей при отпуске товаров субъектам хозяйствования (детсад, школа и т. д.);
– проверяется правильность проставленной корреспонденции счетов бухгалтерского учета в товарно-денежном отчете и последующая разноска сумм по соответствующим счетам;
– совпадают ли приход, расход и остатки товаров, тары в ведомости движения тары, помещенной на обратной стороне товарно-денежного отчета, с суммами на лицевой стороне отчета.
Проверяются особо товарно-денежные отчеты и все документы к нему, составленные на момент инвентаризации.
Эффективность и оперативность финансового контроля (проверок) предполагает изучение и оценку района и объемов хозяйственно-финансовой деятельности филиала Дрогичинского райпо «Коопзаготпрома». Дрогичинский районный союз потребительских обществ создан в сентябре 1939 г. и преобразован в райпо 10 марта 1997 г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами существенных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Его устав в новой редакции зарегистрирован решение Дрогичинского райисполкома от 24.06.2007 г. № 628.
Филиал Дрогичинского райпо «Коопзаготпром» создан Постановлением Правления Дрогичинского райпо 24.04.2000 г. в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь и является обособленным структурным подразделением Дрогичинского райпо.
Дрогичинское райпо объединяет следующие обособленные структурные подразделения (филиалы), действующие на основании Положений и имеющие отдельный баланс, входящий в сводный баланс райпо, и расчетный счет: Антопольский филиал, филиал «Продтовары», филиал «Коопзаготпром», филиал «Автобаза», филиал «Шанс», ЧТУП «Дрогичинский хозторг» (юридическое лицо). Форма собственности – частная.
21 октября 2002 г. структура Дрогичинского
райпо была реорганизована путем
присоединения филиала «Комбинат кооперативной
промышленности»
к филиалу «Коопзаготпром».
Филиал Дрогичинского райпо «Коопзаготпром» осуществляет производство хлебобулочных и кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, заготовку мясопродуктов, сельскохозяйственной продукции, вторичного сырья, кожевенного сырья, дикорастущей продукции, розничную и оптовую торговлю, внешнеэкономическую деятельность, предоставляет в аренду торговые места и оказывает платные услуги рынка.
Информация о работе Проверка товаров и тары организации, направления ее совершенствования