Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:53, реферат
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Введение
Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства
Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства
Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы
2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности
Региона
2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности
2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Глава II.
Специфика национального
проекта поддержки
аграрной сферы
2.1
Анализ состояния
нормативно-правовой
базы аграрной
сферы Свердловской
области в контексте
продовольственной
безопасности региона
На сегодняшний
день в Свердловской области действуют
три основополагающих законодательных
актах, регулирующих аграрный сектор региона
и в частности вопросы
предоставление государственных гарантий Свердловской области;
предоставление из областного бюджета субсидий;
предоставление из областного бюджета бюджетных кредитов;
передача государственного казенного имущества Свердловской области в безвозмездное пользование.
Что касается
второго регионального закона в
сфере АПК, то с 1 января 2007 года вступил
в силу Областной Закон от 4 июля
2006 г. № 53-ОЗ «Об областной государственной
целевой программе «Развитие
сельского хозяйства в
увеличение объема производства молока, мяса свиней, мяса птицы и куриных яиц;
создание условий для получения доходов от продажи молока, производимого в личных подсобных хозяйствах;
увеличение производительности труда не менее чем на 15 процентов в агропромышленном секторе;
создание не менее 100 новых рабочих мест в агропромышленном секторе.
Все мероприятия,
направленные на достижение поставленной
цели в настоящей Программе, будут
осуществляться в соответствии с
Планом мероприятий по выполнению областной
государственной целевой
Не менее важным законодательным актом, направленным на поддержание продовольственной безопасности в Свердловской области является Областной Закон от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ, который утвердил «Программу социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы»1. Так в параграфе 6 указанного Закона определено, что основной задачей развития агропромышленного комплекса является ускорение темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также решение социальных проблем сельских территорий и сокращение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.
В числе мероприятий, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе, которые предусмотрены государственными целевыми программами Свердловской области Закон называет:
Во-первых: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение их затрат на производство животноводческой продукции, на осуществление мероприятий, направленных на развитие растениеводства и повышение плодородия почв, на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственного назначения, на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного назначения, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;
Во-вторых: стимулирование развития личных подсобных хозяйств.
В целом, реализация указанных мероприятий позволит:
увеличить
объем государственной
увеличить производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий: молока - с 622,5 тысячи тонн в 2006 году до 683,5 тысячи тонн в 2010 году, скота и птицы в живом весе - с 175,1 тысячи тонн в 2006 году до 217,6 тысячи тонн в 2010 году, в том числе птицы в живом весе - с 88,5 тысячи тонн в 2006 году до 140 тысяч тонн в 2010 году;
обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства темпами не менее 103,3 - 103,8 процента в год;
обеспечить рост уровня удовлетворения потребностей населения Свердловской области в цельномолочной продукции, производимой на территории Свердловской области, с 92 процентов в 2006 году до 100 процентов в 2010 году, в мясе - с 47,5 процента в 2006 году до 70 процентов в 2010 году;
увеличить производство сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах: молока - с 24,6 тысячи тонн в 2006 году до 30 тысяч тонн в 2010 году, мяса - с 4,8 тысячи тонн в 2006 году до 6 тысяч тонн в 2010 году;
увеличить
объем закупа у населения
Важно отметить,
что в Программе также
увеличение строительства жилья в сельской местности;
повышение уровня газификации сельских территорий;
обеспечение развития в сельской местности телефонной связи;
реконструкция и строительство автомобильных дорог в сельской местности;
стимулирование открытия новых объектов торговли и бытового обслуживания, повышение уровня и качества обслуживания населения в сельской местности.
Результатами указанных мероприятий должны стать:
ввод не менее 20 тысяч квадратных метров жилья, в том числе для молодых специалистов - не менее 12 тысяч квадратных метров;
строительство более 2 тысяч километров газопроводов;
реконструкция не менее 300 километров автомобильных дорог;
обеспечение
возможности сельскому
увеличение
размера единовременного
Особое
значение в аспекте поддержание
порога продовольственной
Помимо
указанных законов в
признать,
что, несмотря на существенные изменения,
происходящие в конъюнктуре товарного
рынка, принимаемые меры не в полной
мере обеспечивают продовольственную
безопасность и устойчивое гарантированное
снабжение населения
рекомендовать Правительству Свердловской области обратиться в Федеральное Собрание Российской Федерации с предложением об ускорении принятия Федерального Закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», позволяющем на государственном уровне регулировать объемы импорта по стратегически важным видам продовольствия (зерно, мука, алкогольные напитки, мясо и молокопродукты).
В последствии,
во исполнение Указа Губернатора
Свердловской области от 29.04.97 № 164 и
Решения Совета общественной безопасности
при Губернаторе Свердловской области
от 09.04.97 № 3 «О продовольственной безопасности
Свердловской области и мерах
по улучшению снабжения населения
качественными продуктами питания»
Правительство Свердловской области
11 августа 1997 г. приняло Постановление
№ 693 «Об утверждении плана
Необходимо отметить, что в целях реализации стратегии развития Свердловской области до 2015 года Правительством области была разработана «Концепция обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года».
Основные положения Концепции базируются на тенденциях четырех уровней, которые будут определять развитие экономики в начале XXI века:
глобальные: всеобщее старение населения, провоцирующее изменение модели, образа, стиля, вектора жизни на более гармоничные с природой; миграция в пригороды, экологически чистые анклавы, восстановление экосистем; производство экологически чистой пищевой продукции;
национальные: возрождение России как сильного, процветающего государства на базе лучших отечественных традиций; использование имеющегося природного, социально-экономического, научно-технического потенциала с применением новейших достижений и технологий мировой цивилизации, что должно сказаться на укреплении здоровья нации, повышении качества жизни, в том числе и в сельской местности;
региональные: сложившаяся специализация промышленного региона; дисбаланс в развитии городских и сельскохозяйственных территорий;
локальные:
сложившаяся специализация
Данная Концепция закрепляет основные пороговые значения и критерии обеспечения продовольственной безопасности региона. Так, для определения критериев, отвечающих требованиям продовольственной безопасности Свердловской области, необходимо учитывать следующее:
Недопустимость
критической зависимости
Доступность
для населения необходимых для
полноценной жизни пищевых
Устойчивость развития агропромышленного комплекса, оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, системы общественного питания.
Рациональность в развитии сфер агропромышленного комплекса, обеспечивающую гармоничное развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и производства сельскохозяйственной продукции. Сбалансированная политика в торговле продовольствием, предполагающая как удовлетворение потребностей в продовольственных товарах за счет внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.