Продовольственная безопасность и продовольственная политика: сущность экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:53, реферат

Краткое описание

Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства
Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства
Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы
2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности
Региона
2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности
2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Продовольственная безопасность Microsoft Office Word.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

  Глава II. Специфика национального  проекта поддержки  аграрной сферы 

  2.1 Анализ состояния  нормативно-правовой  базы аграрной  сферы Свердловской  области в контексте  продовольственной  безопасности региона 

  На сегодняшний  день в Свердловской области действуют  три основополагающих законодательных  актах, регулирующих аграрный сектор региона  и в частности вопросы продовольственной  безопасности. Так, Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области»в ст. 2 определяет следующие меры государственной поддержки, которые могут предоставляться юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области:

  предоставление  государственных гарантий Свердловской области;

  предоставление  из областного бюджета субсидий;

  предоставление  из областного бюджета бюджетных  кредитов;

  передача  государственного казенного имущества  Свердловской области в безвозмездное  пользование.

  Что касается второго регионального закона в  сфере АПК, то с 1 января 2007 года вступил  в силу Областной Закон от 4 июля 2006 г. № 53-ОЗ «Об областной государственной  целевой программе «Развитие  сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007-2009 годы»(в ред. от 04.02.2008). Областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007 - 2009 годы направлена на создание на территории Свердловской области условий для эффективного производства сельскохозяйственной продукции и повышения его доходности. Как результат реализации данной программы планируется:

  увеличение  объема производства молока, мяса свиней, мяса птицы и куриных яиц;

  создание  условий для получения доходов  от продажи молока, производимого  в личных подсобных хозяйствах;

  увеличение  производительности труда не менее  чем на 15 процентов в агропромышленном секторе;

  создание  не менее 100 новых рабочих мест в  агропромышленном секторе.

  Все мероприятия, направленные на достижение поставленной цели в настоящей Программе, будут  осуществляться в соответствии с  Планом мероприятий по выполнению областной  государственной целевой программы  «Развитие сельского хозяйства  в Свердловской области» на 2007 - 2009 годы.

  Не менее  важным законодательным актом, направленным на поддержание продовольственной  безопасности в Свердловской области  является Областной Закон от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ, который утвердил «Программу социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы»1. Так в параграфе 6 указанного Закона определено, что основной задачей развития агропромышленного комплекса является ускорение темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также решение социальных проблем сельских территорий и сокращение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.

  В числе  мероприятий, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе, которые  предусмотрены государственными целевыми программами Свердловской области  Закон называет:

  Во-первых: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение их затрат на производство животноводческой продукции, на осуществление мероприятий, направленных на развитие растениеводства и повышение плодородия почв, на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственного назначения, на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного назначения, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;

  Во-вторых: стимулирование развития личных подсобных хозяйств.

  В целом, реализация указанных мероприятий  позволит:

  увеличить объем государственной поддержки  производства сельскохозяйственной продукции  с 1,7 миллиарда рублей в 2006 году до 4 миллиардов рублей в 2010 году;

  увеличить производство сельскохозяйственной продукции  хозяйствами всех категорий: молока - с 622,5 тысячи тонн в 2006 году до 683,5 тысячи тонн в 2010 году, скота и птицы в  живом весе - с 175,1 тысячи тонн в 2006 году до 217,6 тысячи тонн в 2010 году, в том  числе птицы в живом весе - с 88,5 тысячи тонн в 2006 году до 140 тысяч  тонн в 2010 году;

  обеспечить  рост валовой продукции сельского  хозяйства темпами не менее 103,3 - 103,8 процента в год;

  обеспечить  рост уровня удовлетворения потребностей населения Свердловской области в цельномолочной продукции, производимой на территории Свердловской области, с 92 процентов в 2006 году до 100 процентов в 2010 году, в мясе - с 47,5 процента в 2006 году до 70 процентов в 2010 году;

  увеличить производство сельскохозяйственной продукции  в крестьянских (фермерских) хозяйствах: молока - с 24,6 тысячи тонн в 2006 году до 30 тысяч тонн в 2010 году, мяса - с 4,8 тысячи тонн в 2006 году до 6 тысяч тонн в 2010 году;

  увеличить объем закупа у населения сельскохозяйственной продукции: молока - с 6,9 тысячи тонн в 2006 году до 16 тысяч тонн в 2010 году, скота  и птицы в живом весе - с 3,3 тысячи тонн в 2006 году до 10 тысяч тонн в 2010 году, картофеля и овощей - с 5,8 тысячи тонн в 2006 году до 10 тысяч тонн в 2010 году.

  Важно отметить, что в Программе также предусмотрены  мероприятия, направленные на устойчивое развитие сельских территорий, в том  числе предусмотренные государственными целевыми программами Свердловской области и программой развития сельских территорий «Уральская деревня»:

  увеличение  строительства жилья в сельской местности;

  повышение уровня газификации сельских территорий;

  обеспечение развития в сельской местности телефонной связи;

  реконструкция и строительство автомобильных  дорог в сельской местности;

  стимулирование  открытия новых объектов торговли и  бытового обслуживания, повышение уровня и качества обслуживания населения  в сельской местности.

  Результатами  указанных мероприятий должны стать:

  ввод не менее 20 тысяч квадратных метров жилья, в том числе для молодых  специалистов - не менее 12 тысяч квадратных метров;

  строительство более 2 тысяч километров газопроводов;

  реконструкция не менее 300 километров автомобильных  дорог;

  обеспечение возможности сельскому населению  воспользоваться услугами организаций  торговли и бытового обслуживания;

  увеличение  размера единовременного пособия  на обзаведение хозяйством педагогическим работникам областных государственных  образовательных организаций и  муниципальных образовательных  организаций, расположенных в сельской местности, медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных  учреждений здравоохранения и муниципальных  учреждений здравоохранения, расположенных  в сельской местности, работникам областных  государственных учреждений культуры или искусства, расположенных в  сельской местности, и работникам областных  государственных организаций социального  обслуживания населения Свердловской области, расположенных в сельской местности, не менее чем на 65 процентов.

  Особое  значение в аспекте поддержание  порога продовольственной независимости  на региональном уровне отводится развитию такой формы хозяйствования как  сельскохозяйственная потребительская  кооперация. Правовое положение данной формы хозяйствование в Свердловской области нашло свое закрепление  в Областном Законе от 12.07.2007 г. № 73-ОЗ «Об областной государственной  целевой программе «Развитие  сельскохозяйственной потребительской  кооперации в Свердловской области» на 2008-2010 годы»1.

  Помимо  указанных законов в Свердловской области, на сегодняшний день, действует  ряд подзаконных нормативно-правовых предписаний органов государственной  власти региона, которые затрагивают  вопросы продовольственной безопасности. Так, 29 апреля 1997 г. Губернатор Свердловской области подписал Указ «О продовольственной безопасности Свердловской области и мерах по улучшению снабжения населения качественными продуктами питания»(по состоянию на 17 июля 2006 года), которым утвердил решение Совета общественной безопасности при Губернаторе Свердловской области от 9 апреля 1997 г. В соответствии с данным документом Совет решил:

  признать, что, несмотря на существенные изменения, происходящие в конъюнктуре товарного  рынка, принимаемые меры не в полной мере обеспечивают продовольственную  безопасность и устойчивое гарантированное  снабжение населения качественными  продуктами питания.

  рекомендовать Правительству Свердловской области  обратиться в Федеральное Собрание Российской Федерации с предложением об ускорении принятия Федерального Закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», позволяющем  на государственном уровне регулировать объемы импорта по стратегически  важным видам продовольствия (зерно, мука, алкогольные напитки, мясо и  молокопродукты).

  В последствии, во исполнение Указа Губернатора  Свердловской области от 29.04.97 № 164 и  Решения Совета общественной безопасности при Губернаторе Свердловской области  от 09.04.97 № 3 «О продовольственной безопасности Свердловской области и мерах  по улучшению снабжения населения  качественными продуктами питания» Правительство Свердловской области 11 августа 1997 г. приняло Постановление  № 693 «Об утверждении плана мероприятий  по выполнению Указа Губернатора  Свердловской области от 29.04.1997 г. № 164 «О продовольственной безопасности Свердловской области и мерах по улучшению снабжения населения качественными продуктами питания».

  Необходимо  отметить, что в целях реализации стратегии развития Свердловской области  до 2015 года Правительством области  была разработана «Концепция обеспечения  продовольственной безопасности населения  Свердловской области на период до 2015 года».

  Основные  положения Концепции базируются на тенденциях четырех уровней, которые  будут определять развитие экономики  в начале XXI века:

  глобальные: всеобщее старение населения, провоцирующее  изменение модели, образа, стиля, вектора  жизни на более гармоничные с  природой; миграция в пригороды, экологически чистые анклавы, восстановление экосистем; производство экологически чистой пищевой  продукции;

  национальные: возрождение России как сильного, процветающего государства на базе лучших отечественных традиций; использование  имеющегося природного, социально-экономического, научно-технического потенциала с применением  новейших достижений и технологий мировой  цивилизации, что должно сказаться  на укреплении здоровья нации, повышении  качества жизни, в том числе и  в сельской местности;

  региональные: сложившаяся специализация промышленного региона; дисбаланс в развитии городских и сельскохозяйственных территорий;

  локальные: сложившаяся специализация сельскохозяйственной деятельности, различные природно-климатические  условия на территории области, социально-экономические  и демографические особенности  сельских территорий.

  Данная  Концепция закрепляет основные пороговые  значения и критерии обеспечения  продовольственной безопасности региона. Так, для определения критериев, отвечающих требованиям продовольственной  безопасности Свердловской области, необходимо учитывать следующее:

  Недопустимость  критической зависимости Свердловской области от импорта пищевых продуктов, производство которых может быть организовано в регионе.

  Доступность для населения необходимых для  полноценной жизни пищевых продуктов  как одно из важнейших условий  обеспечения продовольственной  безопасности.

  Устойчивость  развития агропромышленного комплекса, оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, системы  общественного питания.

  Рациональность  в развитии сфер агропромышленного  комплекса, обеспечивающую гармоничное  развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и производства сельскохозяйственной продукции. Сбалансированная политика в торговле продовольствием, предполагающая как удовлетворение потребностей в  продовольственных товарах за счет внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с  использованием принятых в международной  практике защитных мер.

Информация о работе Продовольственная безопасность и продовольственная политика: сущность экономической безопасности