Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:53, реферат
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Введение
Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства
Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства
Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы
2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности
Региона
2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности
2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы
1.2
Нормативное правовое
регулирование
На сегодняшний
день в большинстве стран мира
уже создана разветвленная
Продовольственный комплекс США относится к самым протекционистски защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов. Так в 1979 г. был принят Закон «О продовольственной безопасности», направленный на поддержку сельского хозяйства, создающего материальную основу права на питание и соответственно на жизнь. В соответствии с этим законом предусматривалась закупка зерна в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны и оказание продовольственной помощи другим странам. В последствии также был принят ряд законодательных актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. Так в 1986 г. был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который закрепил систему мер по поддержке американских фермеров, включая субсидии на поддержание плодородия земель. Важно подчеркнуть, что реализация всех вышеперечисленных законов сопровождалась принятием специальных федеральных программ.
Говоря о законодательном обеспечении продовольственной безопасности в России, в частности в советский период развития нашего государства можно утверждать, что механизм правового регулирования этого вида национальной безопасности был прочно связан с управленческими традициями той эпохи. Советская экономика, прочно связанная в единый механизм с государственным и партийным аппаратами в единый объект управления, практически не требовала создания правовых механизмов. Фактически народное хозяйство было единым юридическим лицом, управление которым осуществлялось внутренними документами.
Таким образом, в условиях, когда государственные структуры и народное хозяйство фактически являлись единым юридическим субъектом, подавляющая часть нормативной базы - в том числе и нормативной базы продовольственной безопасности - существовала в виде совместных постановлений и решений ЦК и правительства, приказов и распоряжений Совмина, народнохозяйственных планов всех уровней, разного рода ведомственных инструкций и других внутренних документов.
В современных
рыночных условиях хозяйствования агропродовольственный
комплекс России испытывает необходимость
учитывать последствия
Законодательная
база по вопросу продовольственной
безопасности берет свое начало с
того момента, когда Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации совместно с
Необходимо
отметить, что нормативную базу продовольственной
безопасности с точки зрения закона,
представляют, прежде всего, Конституция
Российской Федерации и Гражданский
кодекс России, в различных главах
и разделах которых закреплены основы
правового регулирования
С целью
формирования государственных резервов
продовольствия 2 декабря 1994 г. Президент
России подписал Федеральный закон
«О закупках и поставках
удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребности субъектов Российской Федерации;
выполнения
федеральных программ развития агропромышленного
производства, других экономических
и социальных программ, направленных
на снабжение населения
обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечения
необходимого уровня продовольственного
снабжения для обороны и
В продолжение формирования законодательной базы, направленной на обеспечение деятельности по организации резервирования продовольствия для государственных нужд 13 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.), который призван установить общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации1.
Целями
организации поставок продукции
для федеральных
создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации;
обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации
реализация федеральных целевых программ.
Также прямое отношение к правовым аспектам продовольственной безопасности России имеет принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2. (в ред. от 30.12.2006 г.). Данный закон не только регулирует полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, но и определяет ответственность за нарушение настоящего закона. В соответствии со статьей 27 данного закона нарушение настоящего Федерального закона, приведшее к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28 Закона регламентирует вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение настоящего Федерального закона. Так, согласно п. 1 ст. 28 ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания, за нарушение настоящего Федерального закона несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Что касается
ответственности должностных
В настоящее
время, первоочередной задачей в
продовольственной сфере и
Так, согласно ст. 4 данного закона продовольственная независимость Российской Федерации считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в Российской Федерации составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.
Что касается
сферы государственного контроля и
надзора в области
На особую
значимость этого нормативно-правового
акта в системе российского
Таким образом,
своевременное принятие федерального
закона «О продовольственной безопасности
Российской Федерации» позволит не только
установить связь между Конституцией
Российской Федерации и соответствующими
законодательными актами всех уровней,
установив цели и задачи исполнительной
власти в единой сфере, но и привести
законодательство Российской Федерации
в более полное соответствие с
нормами и практикой