Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:53, реферат
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Введение
Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства
Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства
Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы
2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности
Региона
2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности
2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы
разработать
и внедрить мероприятия, обеспечивающие
качество и безопасность продуктов
питания, выращивание экологически
чистого пищевого сырья на загрязненных
индустриальными выбросами
проводить модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности, внедрять высокоэффективное оборудование и прогрессивные технологии;
разработать
и принять перспективные
Для решения
проблем продовольственной
развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;
недопущение установления межрегиональных торговых барьеров;
разработку системы адресной продовольственной помощи;
внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;
Решение
продовольственной проблемы - обязанность
государства. В современных условиях
при выработке аграрной политики
государство должно ориентироваться,
как минимум, на уровень гарантированного
собственного производства жизненно важных
продуктов. В этих целях необходимо
разработать и реализовать
Заключение
. Анализ
нормативно-правовой базы, монографических
исследований по вопросам
1. Обеспечение продовольственной безопасности должно стать приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ.
2. Нормативно-правовую базу продовольственной безопасности представляет, прежде всего, Конституция РФ, статьи 17 и 18, которой гарантируют гражданам Российской Федерации права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе и в области продовольственной безопасности. Также среди законодательных актов, играющих важную роль в регулировании вопросов продовольственной безопасности можно отметить следующие:
Федеральный
закон от 2 декабря 1994 года «О закупках
и поставках
Федеральный
закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О
поставках продукции для
Федеральный закон от 1 декабря 1999 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006 г.)2 и др.
Особую
полноту нормативно – правовой базе
должен придать Федеральный закон
«О продовольственной
3. Сегодня проблему продовольственной безопасности государства необходимо рассматривать в трех аспектах:
Физическая
доступность продовольствия – это
наличие продуктов питания на
всей территории страны в каждый момент
времени и в необходимом
Экономическая доступность продовольствия – это уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания на минимальном уровне потребления;
Безопасность продовольствия для потребителей – это предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.
4. В целях повышения эффективности государственного регулирования АПК как фактора обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо:
устранение диспаритета цен в процессе обмена между сельским хозяйством и его поставщиками материально-технических ресурсов, повышение платежеспособности селян, уровня и качества их жизни и труда;
создание финансово-кредитного механизма, адекватного современным условиям и задачам развития аграрного сектора;
принять
реальные меры по снижению налоговой
нагрузки на предприятия АПК с
тем, чтобы предприятия получили
достаточные собственные
проводить политику протекционизма, обеспечить защиту отечественного сельскохозяйственного производителя за счет таможенных тарифных и нетарифных мер с учетом условий, налагаемых предстоящим присоединением России к ВТО.
способствовать
развитию интеграции, созданию крупных
конкурентоспособных компаний, предоставлять
государственным
5. Сегодня государство сделало очередную попытку экономического оздоровления ситуации на селе. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо кардинальным образом менять подходы и направления в развитии важнейшей отрасли народного хозяйства – аграрного сектора. Важнейшая задача реализации национального проекта «Развитие АПК» в состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной сфере на региональном уровне и оказания реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран.
6. Для обеспечения продовольственной безопасности как части национальной безопасности страны важное значение имеет создание надлежащих социальных условий для сельского населения. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее благополучных стран может стать причиной социальных конфликтов в обществе.
Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность обеспечивается на основе ряда принципов:
принцип экономического обоснования федеральных государственных нужд, связанных с обеспечением страны продовольствием;
принцип доступности всех граждан государства к продовольствию в количестве, необходимом для активной полноценной здоровой жизни;
принцип
федерального, целевого, программного
(в том числе в рамках реализации
приоритетного национального
Принцип
государственной поддержки
Нормативно-правовые
акты
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.;
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) - Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, (с изменениями от 4 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г.;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (НК РФ) (с изменениями от 5 декабря 2006 г.) // СЗ РФ, 2000. № 32. Ст. 3340;
Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности (13 ноября 1996 г.) // World Food Summit, WFS 96 3 – Corr. 1. Rome, Italy, 1996;
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. 2007. 11 января;
Федеральный
закон от 2 декабря 1994 года «О закупках
и поставках
Федеральный
закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О
поставках продукции для
Федеральный закон от 1 декабря 1999 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 150;
Федеральная
целевая программа «
Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 года № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов» // «Российская газета» № 3908 от 25 октября 2005 г;
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 14 июля 2007 года № 446 «Государственная
программа «Развития сельского
хозяйства и регулирования
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2007 года № 997 «Правила предоставления
в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление государственной
поддержки по основным направлениям
сельскохозяйственного
Закон Свердловской
области от 4 февраля 2008 г. № 7 «О государственной
поддержке юридических и
Закон Свердловской
области от 4 июля 2006 г. № 53-ОЗ «Об
областной государственной
Закон Свердловской области от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ «Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2008-2010 годы» // Ведомости Законодательного Собрания Свердловской области. № 29 (205) от 30.01.2008;
Закон Свердловской
области от 12 июля 2007 г. № 73-ОЗ «Об
областной государственной
Закон Свердловской
области от 19 марта 2007 года № 17-ОЗ (в
ред. от 24.12.2007 № 170-ОЗ) «О реализации приоритетных
национальных проектов государственными
органами Свердловской области» // http://www.consultant.ru/
Указ Губернатора
Свердловской области от 29 апреля 1997
года № 164 «О продовольственной безопасности
Свердловской области и мерах
по улучшению снабжения населения
качественными продуктами питания»
(по состоянию на 17 июля 2006 года) // http://www.consultant.ru/