Продовольственная безопасность и продовольственная политика: сущность экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:53, реферат

Краткое описание

Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства
Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства
Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы
2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности
Региона
2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности
2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Продовольственная безопасность Microsoft Office Word.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

  Поддержание научного потенциала региона на уровне, достаточном для развития АПК; формирование современных и перспективных  для региона научных школ, способных  обеспечить конкурентоспособность  на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

  Формирование  нормативно-правовых условий для  успешного функционирования предприятий  АПК, развития фермерства и личных подсобных  хозяйств.

  При расчете  пороговых значений обеспечения  продовольственной безопасности были использованы основные критерии, используемые Продовольственной и Сельскохозяйственной организациями ООН для характеристики положения в мире и в отдельных  странах и регионах, а также  некоторые показатели, отражающие местные  особенности:

  Объем производства зерна  на душу населения:

  Минимальным уровнем, ниже которого в стране не могут полноценно развиваться животноводство, птицеводство и другие отрасли АПК, является производство зерна в объеме 500 кг на душу населения.

  Производство  зерна в Российской Федерации  в 2003 г. составило 463 кг; в Свердловской области в 2003 г. – 140 кг на душу населения  в год.

  Доля  импортных продуктов  питания в общем  объеме продаж продовольственных  товаров:

  В ст. 4 проекта  Федерального закона Российской Федерации  «О продовольственной безопасности Российской Федерации» отмечено, что  «продовольственная независимость  страны считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в РФ составляет не менее 80% годовой потребности  населения в таких видах продуктов  питания в соответствии с физиологическими нормами питания».

  По результатам  выборочных исследований 2003 г. доля импортных  продуктов питания в общем, объеме продаж продовольственных товаров  в Свердловской области составила 30%, в том числе 3% – из стран  ближнего и дальнего зарубежья, 27% –  из других регионов РФ.

  Показатель  калорийности дневного рациона среднего потребителя:

  Нормативный уровень рационального среднедушевого потребления составляет 3 235 ккал/сут. Уровень 2 237 ккал/сут. соответствует  «продуктовой корзине» прожиточного минимума, а 1 520 ккал/сут. представляет собой грань, за которой возможен ущерб здоровью. Энергетическая ценность потребляемого набора продуктов в 2003 г. по Свердловской области составила в среднем 2 280 ккал/сут. на 1 человека.

  Степень обеспеченности основными  продуктами питания  собственного производства

  Данный  показатель определяет степень независимости  территории Свердловской области от внешних поставок продовольствия. По данным за 2003 г. Свердловская область  на 70% обеспечивала себя основными продуктами питания, что, учитывая место сельского  хозяйства в структуре экономики  области и численность сельского  населения, позволяет считать этот показатель сравнительно благополучным.

  В целом, реализация настоящей Концепции  позволит Свердловской области добиться конкурентных преимуществ в сфере массового питания, продовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, увеличить валовой региональный продукт, повысить уровень жизни населения, создать высокооплачиваемые рабочие места и обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджетную систему региона.

  Например, профессор Б.А. Воронин выделяет три основных направления обеспечения  продовольственной безопасности субъекта Российской Федерации.

  «Первое – стабилизация и позитивное развитие аграрного производства на основе научных  достижений, новейших технологий и  применения новой техники.

  Второе  – создание системы обеспечения  качества и экологической безопасности продовольственных товаров, защиты населения области от недоброкачественных  продуктов питания.

  Третье  – защита продовольственного рынка  области и сельскохозяйственных товаропроизводителей от экспансии  импортных продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья»1.

  Таким образом, можно утверждать, что сегодня  в Свердловской области сформирована и функционирует достаточно обширная нормативно – правовая база по развитию сельского хозяйства. И в ней  нашли свое отражение такие вопросы  как обеспечение продовольственной  безопасности и независимости региона. 

  Нормативное правовое обеспечение  национального проекта  «Развитие АПК» и  его ориентированность  на снижение уровня угроз продовольственной  безопасности 

  Развитие  сельского хозяйства напрямую связано  с обеспечением продовольственной  безопасности страны. Аграрный сектор обеспечивает страну важнейшими продуктами питания и потому является стратегической отраслью и имеет важнейшее социальное значение. За годы реформ положение  в аграрной отрасли существенно  ухудшилось, и последствия этого  ухудшения чувствуются до настоящего времени. Аграрный комплекс страдает от недостатка современной техники, не хватает также средств на горюче-смазочные материалы, удобрения и т.д.

  К тому же последнее десятилетие XX века стало  периодом кризиса в экономическом  развитии страны и общего социального  упадка. За чертой бедности оказалась  фактически треть населения страны. Сегодня, повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Основным инструментом в решении данного  вопроса является стратегическое планирование в приоритетных сферах общественной жизни, таких как образование, здравоохранение, доступное жилье и развитие агропромышленного  комплекса.

  Идея национальных проектов появилась как следствие, заданных Президентом РФ приоритетов  в его ежегодных выступлениях и посланиях Федеральному собранию РФ. Национальные проекты предполагают осуществление глубоких преобразований, модернизации в указанных выше сферах общественной жизни.

  В целом, реализация национальных проектов –  это новый стратегический курс государства, направленный на существенное повышение  уровня и качества жизни людей. Национальный проект в сфере сельского хозяйства обеспечит решение главных проблем сельского хозяйства. Планируется оснастить аграрные предприятия новой современной техникой, улучшить условия для сбыта сельхозпродукции, улучшить социальное обустройство села. Эффективная реализация приоритетных проектов невозможна без четкого взаимодействия органов власти на всех уровнях, понимания мероприятий и сроков их исполнения, грамотной подготовки планов действий, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне, законодательного обеспечения, эффективных механизмов финансирования и исполнения. В этой связи, развитие и контроль за ходом воплощения в жизнь данных национальных приоритетов возлагается на Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

  Применительно, к агропромышленному комплексу  Указом Президента Российской Федерации  от 21 октября 2005 года № 1226утвержден Состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В соответствии с Протоколом № 2 от 21 декабря 2005 г. утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления:

  Ускоренное  развитие животноводства;

  Стимулирование  развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

  Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе;

  В Свердловской области в целях реализации приоритетного  национального проекта в сфере  агропромышленного комплекса 19 марта 2007 года был принят Закон № 17-ОЗ (в  ред. от 24.12.2007 № 170-ОЗ) «О реализации приоритетных национальных проектов государственными органами Свердловской области»1. Согласно ст. 4 данного Закона основным способом реализации приоритетных национальных проектов государственными органами Свердловской области является выполнение мероприятий, установленных государственными целевыми программами Свердловской области, осуществление которых необходимо для реализации приоритетных национальных проектов.

  Месяцем ранее, а именно 13 февраля 2007 года Правительство  Свердловской области приняло Постановление  № 91-ПП «О государственной поддержке  и реализации приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» в Свердловской области на 2007 год». Данный документ утвердил порядок предоставления субсидий на осуществление сельскохозяйственного производства, в частности, например на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 5 лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов, на строительство и реконструкцию производственных объектов сельскохозяйственного назначения, на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и др.

  В последствии  в целях реализации постановления  Правительства Свердловской области  от 13 февраля 2007 года № 91-ПП «О государственной  поддержке и реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» в Свердловской области на 2007 год» Министерством сельского хозяйства  и продовольствия Свердловской области 27 марта 2007 года был издан Приказ № 983, в соответствии с которым необходимо утвердить перечень сельскохозяйственной техники и оборудования, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для различных целей при осуществлении сельскохозяйственного производства.

  Одним из приоритетных направлений ускоренного  развития аграрной сферы Свердловской области является молочное животноводство. Программой развития молочного животноводства на 2006-2010 годы предусматривается увеличение объема производства молока в общественном секторе к 2010 году до 427,5 тыс. тонн и увеличении поголовья коров до 100 тысяч голов. Реализация мероприятий программы «Развитие свиноводства в Свердловской области на 2006-2010 годы» позволит к 2010 году довести производство свинины в общественном секторе до 24,7 тыс. тонн.

  Вторым  направлением в реализации национального  проекта является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. По состоянию на 1 января 2007 года на Среднем Урале сельскохозяйственную деятельность осуществляют 513 организаций  и 934 крестьянских хозяйства, имеется  более 270 тысяч личных подсобных  хозяйств граждан. Кроме того, около четырехсот организаций и индивидуальных предпринимателей занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, производством пищевых продуктов. Для крестьянских (фермерских) хозяйств Свердловской области осуществляется государственная поддержка в виде субсидий из областного бюджета на производство животноводческой продукции, на мероприятия, направленные на повышение плодородия почв, за расширение посевов зерновых и зернобобовых культур. На развитие производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами предусмотрено привлечение кредитных ресурсов с выплатой субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов из федерального и областного бюджетов.

  Так, по мнению министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева «Современные агрокомплексы  нужно ориентировать на экспорт  продукции и одновременно принимать  жесткие меры по сокращению импорта  зарубежной сельхозпродукции. Сегодня  можно ставить задачу выстраивать  на современных агрокомплексах стратегию  экспорта качественной отечественной  продукции»1. При этом Алексей Гордеев констатировал, что «в тех регионах, где работают высокотехнологичные животноводческие комплексы, нормальная экономика и правильное соотношение цены и качества продукции». Вместе с тем он признал, что сейчас в стране «существует проблема импорта».

  На мой  взгляд, решать проблему продовольственной  безопасности необходимо в рамках реализации приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», потому как меры, принимаемые в ходе реализации данного проекта позволят в течение 4-5 лет в разы увеличить производство молока и мяса.

  По словам первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева  «Приоритетные национальные проекты, развитие отечественного животноводства должно обеспечить продовольственную  независимость России и стабилизацию цен на продовольствие внутри страны».

  Таким образом, важнейшая задача реализации национального  проекта «Развитие АПК» в Свердловской области состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной  сфере на региональном уровне и оказания реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в  решении проблемы продовольственной  зависимости России от зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Продовольственная безопасность и продовольственная политика: сущность экономической безопасности