Проблемы внешнеэкономической задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .
Задачи курсовой работы это исследовать причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 5
1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7
2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14
2.1.Подходы, задачи, процессы эффективного управления внешним долгом…………………………………………………………………………….14
2.2Способы и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15
3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 5

1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7

2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14

2.1.Подходы,  задачи, процессы эффективного управления  внешним долгом…………………………………………………………………………….14

2.2Способы  и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15 

3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.

Заключение Ошибка! Закладка не определена.

Список использованных источников 34

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  внешней задолженности является одной из острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не может обеспечивать в полной мере финансирование внешнего долга. А  страны-кредиторы и международные  финансовые организации требуют  возврата кредитов. Этот жёсткий спор требует компромисса.

     Страны  с переходной экономикой, к числу  которых относится Республика Беларусь, часто применяют заимствование  на международном рынке капитала для стабилизации курса национальной валюты, финансирования государственных  программ структурной перестройки  экономики и текущих централизованных государственных потребностей. Чем  выше несбалансированность экономики, тем сильнее зависимость от внешних  источников финансирования и тем  выше темп роста внешнего долга страны.

     Внешнее заимствование дает возможность  стране потреблять и инвестировать  выше пределов текущего внутреннего  производства и сбережений за счет привлечения иностранных финансовых ресурсов. Если внешние заемные ресурсы  используются для финансирования новых  средств производства, то общие темпы  роста экономики могут быть ускорены.

     В свою очередь устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность  и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны  с экономической безопасностью  страны.

     Понятие «экономическая безопасность страны»  отражает способность соответствующих  политических, правовых и экономических  институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

     Проблемы  обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное  внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

        Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .

Задачи  курсовой работы это исследовать  причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.

         Курсовая работа состоит введения, трёх глав,  заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена причинам возникновения внешней задолженности и её последствиям для экономики, вторая - мировому опыту управления государственным долгом, третья - рассмотрению проблемы внешнеэкономической задолженности на примере.  

                 При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы, а также электронные источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики.

       Все страны живут в долг. И не только слаборазвитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоративные), а также государства. Государственный долг, в свою очередь, подразделяется на внутренний и внешний. Что представляет собой внешний государственный долг?

     Внешний государственный  долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса.

     В общем, причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов.

       Рассмотрим причины появления внешнего долга.

       Появлению внешнего долга предшествует  принятие правительством страны  соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита  у международных финансовых организаций  (МВФ, МБРР, ЕБРР и т.п.), для поддержки  определённого проекта, стабилизации  платёжного баланса и т.п.

     Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

     1) В результате прямого заимствования  средств у иностранных государств, частных компаний.

     2) Путем продажи государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам. [23]  

     Привлечение государством внутренних и внешних  займов для развития экономики (кредитование национального импорта, развития реального  сектора и системы экспорта и  т.п.) является нормальной международной  практикой. И это относится ко всем без исключения странам –  от индустриально развитых до развивающихся. Одно из лидирующих положений в мире по уровню государственного долга занимают США. Значительный внутренний долг имеют  Франция, Греция, Индонезия, Польша. Внешние  займы используются и для финансирования дефицита бюджета и платежного баланса, но для государств с достаточно устойчивой экономикой они не становятся безальтернативной потребностью. Польша в начале 90-х годов для поддержания курса злотого и сокращения внутренней инфляции получила кредит МВФ в 1 млрд. долл. США, но он так и не был ею использован, а сыграл роль своеобразного резерва.

     Государства с менее сбалансированной, переходной экономикой вынуждены привлекать займы  для текущих централизованных потребностей, поддержания курса национальной валюты, финансирования дефицита бюджета. Поскольку экономический эффект данных займов для страны-заемщика не велик, а их объем, как правило, превышает ее текущие платежные  возможности, государственный долг данных стран непрерывно растет. Чем  выше степень несбалансированности национальной экономики, чем сильнее  зависимость от внешних ресурсных  источников, тем выше темпы роста  государственного внешнего и внутреннего  долга и, соответственно, больше объемы текущих выплат по обслуживанию основной их части – процентных платежей кредиторов.

     Кроме того, в этот же период, вследствие интенсивно привлекаемых для рефинансирования задолженности новых краткосрочных  займов в ее структуре происходит рост доли краткосрочных обязательств. Объемы и качество государственного долга, расходы на его обслуживание становятся «неподъемными» для национальной экономики. При очень высоком  уровне внешнего долга объемы платежей по его обслуживанию могут достигать  критических (предельных) для экономической  безопасности страны размеров, которые  определяются конкретным состоянием ее платежного баланса и бюджета. [18, c.431].

     Проблема  внешнего долга имеет важный социально-экономический  и политический аспект. Получение  внешних кредитов, как правило, обуславливается  жесткими требованиями к стране-заемщику, которая теряет свою финансово-экономическую  независимость. Практически внешний  кредитор управляет страной. Особенно это относится к слабо развитым странам и странам с развивающейся  экономикой. Стоит ли в связи с  этим брать внешние кредиты? Любые  кредиты надо брать только в том  случае, если они способствуют экономическому росту и повышению уровня жизни. В противном случае заемный капитал  ложится тяжелым бременем на финансы  и экономику страны, превращая  ее в сырьевой придаток и рынки  сбыта для стран-кредиторов.

     Рациональное  использование внешних заимствований  прямо и непосредственно связано  с уровнем развития и эффективности  макроэкономики. В высоко развитых странах внешние кредиты и  займы положительно влияют на экономику, особенно в условиях циклического подъема, так как большая их часть идет на инвестиции в основной капитал, а  не на потребление. В странах, где  спрос на ссудный капитал достигает  огромного размера, госдолг важный элемент рыночного механизма, посредством  которого сбережения трансформируются в инвестиции, стимулируя экономический  рост и повышение благосостояния народа.

     В станах со слабой, отсталой, и тем  более, кризисной экономикой госдолг  из стимула развития производства превращается в фактор, угнетающий и тормозящий экономический подъем.

     Отметим, что внешний долг может оказывать  как отрицательное, так и положительное  влияние на экономическое  развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как  производственной, так и социальной сферы. Кроме того, чрезмерные объемы бюджетного дефицита, как правило, связаны  с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.

     Исходя  из вышеприведенного, можно констатировать, что прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга (положительного или отрицательного) на экономическое развитие, следует  осуществить соответствующие просчеты и анализ. На наш взгляд, должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия  государственных заимствований  на макроэкономическое развитие. Так, например, если заимствования имеют  инвестиционный характер, то их первоначальным последствием будет увеличение нагрузки на государственный бюджет (на величину обслуживания и погашения долга). По мере же появления эффекта от освоения инвестиций нагрузка на государственный  бюджет будет уменьшаться вплоть до полного исчезновения и обращения  в "чистый эффект" для бюджета  вследствие макроэкономического роста. Следовательно, последствия государственного заимствования, как для государственного бюджета, так и для макроэкономического  возрастания будут существенно  различаться по годам анализируемого периода.

Информация о работе Проблемы внешнеэкономической задолженности