Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .
Задачи курсовой работы это исследовать причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.
Введение 5
1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7
2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14
2.1.Подходы, задачи, процессы эффективного управления внешним долгом…………………………………………………………………………….14
2.2Способы и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15
3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников 34
Наряду с вышеуказанными задачами правительство
должно использовать возможности выплаты
своих долгов раньше срока или их рефинансирования
на благоприятных условиях.
Заемную
политику правительства следует
рассматривать в контексте
Эффективное
управление внешним долгом включает
три специфических
1.
Выбор подходящего вида
2.
Решение о размере
3.
Создание системы статистики
внешнего долга (ведение
В
условиях ограниченности финансовых ресурсов
страна-заемщик должна выбрать из
имеющихся источников внешнего финансирования
наилучшую комбинацию, которая удовлетворяла
бы как потребностям отдельных финансируемых
проектов, так и экономики страны
в целом.
2.2Способы
и методы управления
внешним государственным
долгом
Существование внешнего государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.[4, с.153]
Таким образом, управление внешним государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
В систему управления внешним государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.
Рассмотрим на примере мирового опыта каковы же основные методы и способы управления государственным долгом.
К основным методам управления государственным долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга.
Самым худшим вариантом, с точки зрения подрыва престижа страны как заёмщика, стало бы, безусловно, аннулирование государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Такой опыт есть, например, у России. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство Российской Федерации.
Другим методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.[15, с.24]
Для
наглядного примера рассмотрим случай
с всемирно известной дорогой
соединяющей материковую Европу
и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум
Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные
заявки на финансирование проекта по
реструктуризации долгового обязательства
англо-французской компании Eurotunnel.
Компания являлась оператором железнодорожного
туннеля, связывающего Великобританию
и Францию под водами пролива
Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение
кредиторов план по реструктуризации
долга, который позволил сократить
выплату процентов по задолженности
до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы
в компании начались еще в ходе
строительства тоннеля в 80-е годы.
Стоимость прокладки 51-километровой
трассы, 80% которой проходит под водой,
в два раза превысила первоначальные
расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов.
Строители увеличивали объемы долга,
но из-за удешевления стоимости
Механизм
реструктуризации долга позволил компании
избежать банкротства. Более того, в
2007 году эксплуатация евротоннеля стала
приносить доход. Завершение в 2007 году
строительства высокоскоростной железнодорожной
ветки от Ла-Манша до лондонского
вокзала Сент-Панкрас
Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важными объектами социально-экономической инфраструктуры. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходит наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.
Долг Украины за российский газ в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты[14, с 20].
Консолидация
- это изменение условий займа,
связанное с изменением сроков погашения,
когда краткосрочные
Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка – в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).
Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности. [14]
Власти
США, координирующие усилия по оказанию
экономической помощи Ираку, призвали
страны-кредиторы списать
В
1992 году было списано 50% чистой приведенной
стоимости задолженности Польши
и Египта, хотя эти страны относились
к государствам со средним уровнем
доходов (беднейшим из них). В результате
внешний долг Польши сократился с 30
млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25
млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов
Польше и Египту было обусловлено
прежде всего политическими
В данной курсовой работе уже много сказано о методах управления государственным долгом. А какие же ещё элементы и направления есть в системе управления государственным долгом?
Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом.
Информация о работе Проблемы внешнеэкономической задолженности