Проблемы внешнеэкономической задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .
Задачи курсовой работы это исследовать причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 5
1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7
2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14
2.1.Подходы, задачи, процессы эффективного управления внешним долгом…………………………………………………………………………….14
2.2Способы и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15
3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

     Влияние бюджетного дефицита и внешнего государственного долга на экономику

     Мнимые  проблемы

     Может ли крупный государственный  долг привести государство  к банкротству, лишив  его возможности  выполнять свои финансовые обязательства? Ни в коем случае, и тому есть три причины:

     1. Рефинансирование - когда подходит  ежемесячный срок выплаты части  долга, правительство обычно не  сокращает расходы и не повышает  налоги, чтобы погасить облигации,  срок которых истек. На самом  деле правительство рефинансирует  свой долг; оно продает новые  облигации и использует выручку  для выплат держателям погашаемых  облигаций.

     2. Налогообложение - правительство  имеет конституционное право  облагать население налогами  и собирать их. Повышение налогов  для правительства - один из  способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов  и общей суммы государственного  долга.

     3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.

     Станет  ли государственный  долг бременем для  будущих поколений? Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан и организаций (данные по США). Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать бóльшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения.

     Реальные  проблемы

     Рост  внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

     Последствия внешнего долга более тяжелы для  страны, чем внутреннего.

     1) существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

     2) большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются.

     3) Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое событие связано с эффектом вытеснения, который был описан выше. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

     4)При  внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные  товары и услуги, чтобы оплатить  проценты и погасить долг, что  снижает уровень жизни населения.

     5)Кроме  того, при предоставлении займа  страна-кредитор может потребовать  выполнения ряда условий, которые  «неудобны» для страны-заемщика.

     6)Крупный  и растущий государственный долг  затрудняет для политиков применение  фискальных мер в периоды спада.  Крупный и растущий государственный  долг ставит политические барьеры  на пути применения антикризисных  фискальных мер.

     7) Негативным последствием внешнего  долга является то, что при  хроническом дефиците торгового  (платежного) баланса появляется  угроза истощения золотовалютных  резервов страны, что может в  итоге привести к валютному  кризису, возникает угроза долгового  кризиса.

     8) Возможность дефолта (в Греции сейчас). Дефолт (англ. default) — невыполнение обязательств по возврату заемных средств, выплате процентов по ценным бумагам. Дефолт может иметь место по отношению к компании, банку, государству, которые оказываются не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства [16, с. 186].

     В связи с негативными последствиями  внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует  отметить, что абсолютная сумма долга  малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его  относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

     Кризис  международной задолженности является одной из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно. Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

     Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные  нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой  задолженности.

     Определим, что является причинами, приводящими  к кризису мировой задолженности. Внешние заимствования увеличивают  ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

     1) выплату основной суммы кредита; 

     2) уплату процентов по кредиту. 

     Взятые  вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и  сбережений страны должника.

     Если  страна наращивает объем внешних  заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается  за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности  страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и  сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний  долг обслуживается путем новых  заимствований за рубежом.

     Любая страна с высоким уровнем задолженности  рано или поздно сталкивается с обострением  проблемы внешнего долга. Возникновение  сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано  с состоянием «сальдо заемных  операций», или «базового трансферта». Это сальдо отражает соотношение  чистого притока (оттока) капитала и  суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому притоку капитала за вычетом амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных  операций, или базовый трансферт, можно исчислить разницей между  чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.  

     Обострение  проблемы обслуживания внешнего долга  может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них  важнейшими являются: аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного  капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных  кредитов на рыночных условиях, результатом  чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий  торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство  капитала из страны в силу сложившейся  экономической и политической ситуации.

     Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока  капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство  обычно аргументирует сложностью экономической  ситуации в стране, что встречает  понимание у большинства населения. К тому же, набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому. 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Мировой опыт управления внешним долгом. 

2.1.Подходы,  задачи, процессы  эффективного управления  внешним долгом. 

     Анализ  мирового опыта показывает, что не существует каких либо конкретных установленных  стратегий и систем управления долгом. Многие страны формируют собственные  системы управления долгом с учетом своих национальных экономических  особенностей. К примеру, в большинстве  стран функции по управлению долгом рассредоточены по ряду учреждений, тем  не менее, в некоторых экономически развитых странах (Ирландия, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания и так далее) существуют специальные независимые  службы по управлению государственным  долгом. Во многих странах политика государственного (правительственного) заимствования, кроме финансирования дефицита государственного бюджета, также  фокусируется на развитии внутреннего  фондового рынка, однако существуют другие страны (например, Бразилия), в  которых в большей степени  правительственное заимствование  осуществляется на внешних рынках капитала для того, чтобы не создавать конкуренцию  для финансовых институтов страны. Кроме того, по уровню размеров валового внешнего долга страны находятся  на разных позициях.

     С функционированием международного кредита неразрывно связано понятие "внешний долг". Задача политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования, не создавая при этом сложных проблем  стабилизации макроэкономической сферы  и платежного баланса.

            Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:

     1.   Определение  временного  профиля   по  обязательствам страны в  рамках обслуживания внешнего  долга. 

     2. Прогнозирование ожидаемых чистых  экспортных поступлений, возможных  новых внешних займов и прочих  видов финансирования, достаточных  для обслуживания внешнего долга. 

     3. Прогнозирование внутренних налоговых  поступлений. Проектируемые государственные  доходы должны быть достаточными  для обеспечения в местной  валюте эквивалента обязательств  государства по обслуживанию  внешнего долга. Сложности со  сбором налогов и адекватным  обеспечением прочих видов государственных  расходов могут серьезно ограничивать  способность правительства обслуживать  внешний долг.

Информация о работе Проблемы внешнеэкономической задолженности