Проблемы внешнеэкономической задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .
Задачи курсовой работы это исследовать причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 5
1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7
2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14
2.1.Подходы, задачи, процессы эффективного управления внешним долгом…………………………………………………………………………….14
2.2Способы и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15
3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

     «Для  решения своих нынешних тяжелых  финансовых и экономических проблем  Италии необходимо выйти из зоны евро и вернуться к своей национальной валюте»,

       — считает известный экономист  Нуриэль Рубини, прославившийся  тем, что предсказал финансовый  кризис 2008 года. Хотя в своей статье  в The Financial Times он и признает, что  подобный шаг, по сути, станет  развалом валютного союза ЕС. По словам Рубини, единственное, что может предотвратить распад  еврозоны, — превращение Европейского  центробанка (ЕЦБ) в кредитора  последней инстанции. Лишь когда  рынки увидят, что ЕЦБ готов  дать Италии столько денег,  сколько ей потребуется, ситуация  нормализуется, пишет экономист. 

       Но на подобный шаг, который  будет означать обесценивание  евро, регулятор едва ли пойдет. Ранее член управляющего совета  ЕЦБ Юрген Штарк заявлял, что  Центробанк утратит независимость  и перестанет выполнять свои  основные функции, если его  начнут активно использовать  как последнее средство спасения  стран еврозоны от долгового  кризиса. [21]

     Таким образом можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации у  Италии может не быть выбора кроме  выхода из зоны евро с возвращением национальной валюты — лиры, даже если это развалит валютный союз, пишет  в своей колонке в Financial Times известный  экономист, экономический советник президента США Нуриель Рубини. Зашкаливающая  доходность по гособлигациям, угрожающая потерей возможности рыночных заимствований, уже в близкой перспективе  может повлечь вынужденную реструктуризацию госдолга ($1,9 трлн.) страны, экономика которой «слишком велика, чтобы дать ей рухнуть — или спасти». Но это не единственная и не критическая проблема Италии, считает экономист, излагая наиболее вероятный, по его мнению, сценарий краха ее экономики.[20]

     Реструктуризация  долга, пишет Рубини, поможет снять  со страны долговую нагрузку, но не решит  проблемы экономической динамики Италии — большой дефицит счета текущих  операций, неконкурентоспособность  экономики, замедление роста ВВП  и экономической активности. Рубини заостряет внимание на различии понятий  «дефицит ликвидности» и «кредитоспособность». В отличие от Греции Италия —  при дефиците ликвидности — кредитоспособна. Проблема в том, что когда страна, потерявшая ликвидность, теряет и доверие  инвесторов, на его восстановление — даже если новое правительство  сразу примет самые решительные  меры — уходит не меньше года. За это  время инвесторы «загонят» спрэды по облигациям так высоко, что страна все равно потеряет либо доступ к  рынку капитала, либо возможность  обслуживания долга.

     Для того чтобы обойти эту ловушку, еврозоне необходима «большая пушка», последний  довод — резерв ликвидности, который  мог бы не допустить сползания  Италии к некредитоспособности. У  Европы такого резерва нет и не предвидится, считает Рубини.[20]

     Выпуск  евробондов исключен: Германия против, к тому же процедура требует изменения  евродоговора и займет годы. С наращиванием Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) с 440 млрд. евро до 2 трлн. евро не согласны и Германия, и «ядро» еврозоны. ЕЦБ мог бы поддержать Италию и Испанию, но не пойдет на это из-за запредельного риска и незаконности. Сейчас в EFSF реально не более 200 млн. евро, доступных Италии, и Европа могла бы «попробовать сделать из них 2 трлн. евро с помощью финансовой алхимии», но это было бы повторением известной катастрофы со сложными производными ипотечными облигациями. Почему это предложение и не поддержал Бундесбанк. У МВФ просто не хватит денег.

     «Итак,- пишет Рубини,- когда рынки увидят, что попытка сшить лоскутное  одеяло из различных фондов, чтобы  прикрыть долг Италии, провалилась, исходом  будет только жесткая, но упорядоченная  реструктуризация долга». Даже если правительство  Италии возглавит уважаемый и  жесткий технократ, страну это не спасет: только для неувеличения долга  в 120% ВВП необходим дополнительный ежегодный прирост ВВП. Экономика  уйдет в свободное падение, в  рецессионную дефляцию.

     Но  реструктуризацией долга всех проблем  не решить: огромные потери инвесторов не восстановят конкурентоспособность  и рост экономики. Этого можно  добиться за счет резкого обесценения  евро, но ни Германия, ни ЕЦБ на это  не пойдут, предсказывает Рубини. Этого  нельзя добиться ни в условиях дефляции, ни за счет структурных реформ, которые  не снизят цену трудовых ресурсов в  обозримой перспективе. Таким образом, единственный стратегический выход  Италии, Греции и других периферийных стран — отказ от евро с конверсией долга в национальные валюты. Еврозона вряд ли это переживет, констатирует Рубини.[20]

     Впрочем, способ сохранить евро есть, считает  экономист. ЕЦБ нужно разрешить  выдавать неограниченные экстренные займы  и опустить ставку до нуля. Евро нужно  обесценить до равенства с долларом, а еврозону разделить на две зоны: в «ядре» во главе с Германией применять меры стимулирования экономики, а в таких странах как Италия, Греция и другие страны с большой внешнеэкономической задолженностью — жесткие меры экономии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     У всех стран есть долги. Как у стран  с хорошо развитой экономикой, так  и в слаборазвитых. Например, в  Италии огромный внешний долг ,который  составляет почти 3 трлн. евро или около 120% ВВП и это не смотря на то, что экономика этой страны очень мощная, третья по величине в Еврозоне. Итак, на основе исследуемой информации можно сделать следующий вывод: показатели величины внешнего долга Республики Беларусь не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства, участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, поскольку быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

     Причины возникновения государственного долга  обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в  жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц и т.д.

     Нарастание  внутреннего долга считается  менее опасным, чем внешнего. Для  погашения внешнего долга нация  вынуждена рассчитываться частью национального  продукта, недвижимостью. Важное значение имеет то, что рост внешнего долга  подрывает авторитет страны; усиливает  неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового  бремени на будущее поколение; появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны; возможность дефолта; усиление зависимости от иностранных государств.

        Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств. Как следствие, основная масса получаемых сегодня иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства. Следует особо подчеркнуть, что на Украине, в России, Казахстане, государствах Прибалтики уже отказались от привлечения займов под государственные гарантии. Это связано с низкой эффективностью использования таких кредитов и очевидным лоббированием интересов избранных отраслей и предприятий при их получении, что не всегда соответствует национальным приоритетам развития.

     О невысокой экономической отдаче полученных под гарантию правительства  кредитных средств свидетельствует  просроченная задолженность по ним. Хотя степень своевременного и полного  погашения долга в первую очередь  зависит от финансово-экономического положения страны, нельзя отрицать и неэффективность системы отбора проектов, финансируемых под гарантии государства.

     В разных источниках приводятся разные цифры величины внешнего долга Республики Беларусь. По данным Министерства финансов внешний государственный долг Беларуси по состоянию составил на 1 июня 2011 года $10,5 миллиардов ,при утвержденном лимите равном 13 млрд.долл. США. ,внешний долг на душу населения составляет 3 488.4 долларов США.

     По  прогнозам экспертов МВФ в  среднесрочной перспективе внешний  долг Беларуси будет продолжать расти. По их оценке к концу текущего года внешний долг достигнет 68,3% от ВВП, а  в 2016 году — 85,6%. Увеличение долга будет  сопровождаться ростом расходов по его  обслуживанию, так что в ближайшие  годы Беларусь ожидает весьма сложный  график погашения долгов, включая  выплаты коммерческим банкам, внешним  кредиторам и возврат кредитов МВФ.

     В настоящее время построение грамотной  тактики управления совокупной внешней  задолженностью – очень важная  задача.

     В числе  финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике являются такие как: рефинансирование долга, консолидация, конверсия займов, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга, новация. Однако не все они подходят каждой стране ,каждой стране в отдельности подходит ,что то определённое.

     В Республике Беларусь для решения  текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный  характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности  предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для  осуществления выплат по внешнему долгу  на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и  преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.

     Я считаю, что Беларуси можно по возможности  провести консолидацию внешнего долга, а также можно использовать методы рефинансирования.  В мировой системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ, многие государства такие как Италия , Швеция. Франция, Испания, Германия используют этот метод  и тем самым погашают некоторый процент внешних займов.

         Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

Литература: 

1.Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научных статей молодых учёных, аспирантов, магистров и студентов; под редакцией В.Л. Клюки.–Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.

2. Волчков, В. Кому и сколько должна Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://news.tut.by/economics/152195.html. Дата доступа: 12.11.2011

3..Гаспарян, А. Евро с итальянским концом: как G7 заразилась греческой болезнью.[Электронный ресурс].URL:http://www.pomnirossiu.ru/print2 news277. html. Дата доступа: 20.11.2011

4. Грязнова,А.Г.Экономика.Учеб.пособие - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Издательство политической литературы "Единство",2001.812с.

5.Дайнеко А. Формирование системы управления внешним долгом Республики Беларусь. //Банковский вестник. 2011, №1 – с 8-12.

6.Дрозд Н. Внешний долг: параметры и пути стабилизации/ Николай Дрозд//Финансы, учет, аудит.-2011.- №1.-с.22-24.

7.Итальянский парламент одобрил план сокращения расходов. [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2011/09/14/plan/. Дата доступа: 20.11.2011

8.Колиниченко,В. Италия превращается в Грецию: война доллара против евро. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=508553&cid=6. Дата доступа: 17.11.2011

9.Кравченко В.В. Последние десять лет в Беларуси наблюдается тенденция снижения внешнего государственного долга // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. - №5.

10.Кризис в Италии дестабилизирует мировые рынки. [Электронный ресурс]. URL: http://vlasti.net/news/133888 .Дата доступа: 18.11.2011

11.Макконэл К.Р., Брю С.И./Экономика: принципы, проблемы и политика, изд. – Киев, 1993г. –785с.

12. Павлов, В.  Белорусская информационно-аналитическая  интернет—газета. [Электронный ресурс]. URL: http://euramost.org/?artc=13828. Дата доступа: 02.11.2011

13.Парламент  Италии одобрил антикризисный  план Берлускони. [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2011/11/12/law/. Дата доступа: 20.11.2011

14.Попкова, А.Мировой опыт по регулированию внешнего долга / А. Попкова// Вестник Ассоциации беларуских банков - 2008-№25-26 – с. 17-23

Информация о работе Проблемы внешнеэкономической задолженности