Проблемы внешнеэкономической задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение путей снижения внешнеэкономической задолженности .
Задачи курсовой работы это исследовать причины появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и рассмотреть проблемы управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 5
1.Причины и последствия государственного долга для национальной экономики………………………………………………………………………….7
2. Мировой опыт управления государственным долгом ……………………..14
2.1.Подходы, задачи, процессы эффективного управления внешним долгом…………………………………………………………………………….14
2.2Способы и методы мирового управления внешним государственным долгом…………………………………………………………………………….15
3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

     Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга  и объема экспорта, так как последний  является основным источником поступления  валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона в управлении внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения  этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного  контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение  контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться  иностранная валюта, занижение курса  национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним  долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим  и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров  на внутреннем рынке, их недоступности  для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций  сокрытия валютной выручки и т.п.

     В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление  специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных  выше случаях, данный инструмент имеет  различные схемы применения. Один из них — приватизация предприятий  отечественными инвесторами для  пополнения бюджетных доходов, которые  в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий  иностранными инвесторами также  с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных  облигаций на акции приватизируемых  предприятий. Так в ряде стран  Евросоюза форсировали осуществление  приватизационных программ с целью  снижения размеров государственного долга  до допустимого критерия в 60% ВВП; при  том, что в этих случаях выручка  от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом году около 40 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга. [15,с.23].

     Таким образом:

     1.Управление  государственным долгом – это  совокупность действий и мероприятий  государства в лице уполномоченных  органов по погашению займов, организации выплат доходов по  ним, проведению изменений условий  и сроков ранее выпушенных  займов, а также по размещению  новых долговых обязательств.

     2.При  управлении государственным долгом  необходимо учитывать ряд показателей,  которые не должны превышать  пороговой оценки.

     3.Важное  значение имеет расходование  заимствованных средств

     4.Правильное  управление государственным долгом  ведёт к экономическому росту  страны.

       Многие страны применяют для  управления государственным долгом  модели формирования оптимального  долгового портфеля, направленные  на снижение рисков и стоимости  обслуживания долга. При этом  разрабатывается базовая модель  портфеля, сбалансированная в части  видов валют, сроков погашения,  графиков платежей, структура процентных  ставок и т.п. Затем разрабатываются  методы достижения базовой модели  с помощью различных операций  с государственными ценными бумагами. Такие методы управления применяются  в Ирландии, Дании, Швеции, частично  — в Бельгии, Португалии, Австрии,  Италии, Аргентине и других странах .

     Широкое использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы многим странам с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы [15, c. 24]. 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы внешнеэкономической задолженности на примере 

     Cегодня наблюдается долговой кризис во многих странах ЕС в том числе и внешнеэкономический. В этой главе рассмотрим внешнеэкономический кризис в Италии.  Италия погружается в долги. Страна может стать следующей жертвой финансового кризиса в еврозоне. Общий внешний долг этой страны составляет почти 3 трлн. евро или около 120% ВВП. [3]

     Кризис  еврозоны набирает обороты: долговые проблемы Греции, озадачившие европейских  бюрократов два года назад, оказались  лишь верхушкой огромного айсберга, грозящего потопить "Титаник" Евросоюза. Вирус "слишком большого госдолга", прокатившись для начала по сравнительно небольшим странам  Европы, наконец сразил крупную дичь - Италию. А ведь Италия входит в G7.

     Долговые  проблемы Италии вышли на рынок неожиданно для большинства его участников. Эксперты предполагали, что, несмотря на сложное экономическое положение  в Италии, масштабы и структура  экономики этой страны ограждают  ее от развития событий по греческому сценарию. Однако многие аналитики  и финансовые институты начали в  этом сомневаться.

     Так, некоторые крупнейшие банки Европы уже предпринимают срочные меры для защиты своих капиталов на случай обострения долговых проблем  и выхода одной или нескольких стран из еврозоны. В частности, банки  сокращают объемы кредитования компаний из Испании и Италии, которые могут  стать следующими жертвами долгового  кризиса.

     Рынок госбумаг Италии является третьим по величине в мире после США и  Японии. Долгое время более низкая доходность облигаций Италии поддерживалась огромными объемами покупки итальянских  бондов итальянскими же банками. До этого  подобное положение сложилось в  Греции, значительно усугубив проблемы греческих банков, когда государству  стал угрожать дефолт.

     Если  итальянские банки решат, что  их риски по гособлигациям Италии слишком велики, они прекратят  покупку таких бумаг, после чего доходность облигаций резко вырастет. Вполне вероятно, что в таком случае Италии не удастся привлечь необходимый  объем финансирования на рынках заемного капитала, и тогда ей придется обратиться за внешней помощью.

     Международный валютный фонд (МВФ) уже призвал власти Италии к немедленным действиям  по сокращению бюджетных расходов для  уменьшения объема государственного долга.

     "Руководство  МВФ подчеркивает, что утверждение  пакета мер по сокращению бюджетных  расходов станет ключевым фактором. Некоторые руководители МВФ считают,  что жесткие меры экономии  в Италии окажут положительный  эффект на фондовые рынки", - отметил МВФ. После чего доходность итальянских гособлигаций подскочила до максимального с 1997 года уровня - 5,49-6%.[8]

     Третья  по величине экономика еврозоны накануне прошла так называемую точку невозврата - доходность ее 10-летних гособлигаций на рынке превысила 7%, что делает практически невозможным обслуживание внешнего долга без внешней поддержки. Теперь Италия стремительно катится  по "греческому сценарию". Вот  только если дефолт Греции мир и  Европа худо-бедно способны переварить, то банкротство члена "Большой  семерки" и восьмой по величине экономики мира грозит бахнуть по мировой системе так, что мало не покажется никому.[3]

     Долговые  проблемы у Италии возникли не одномоментно - страна довольно долго жила взаймы, постепенно накапливая госдолг. И до лета этого года такое положение  вещей мало кого беспокоило - эксперты полагали, что структура и масштаб  экономики не позволят стране пойти  по "греческому сценарию".

     "В  2010 году суверенный долг Италии  составлял $2,4 трлн, это 118% ВВП.  Шансы на то, что Италия увеличит  свой ВВП относительно долга  за счет расширения рынков  сбыта и повышения производительности  труда не выглядят реалистичными.  Более вероятно решение долговой  проблемы за счет монетизации  долга или отдельных государственных  и корпоративных дефолтов", - пояснил  Вестям.Ru главный экономист УК "Финам  Менеджмент" Александр Осин.[8]

     По  его мнению, в ближайшие несколько  лет дефолт Италии не произойдет. Помощь может оказать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) объемом 750 млрд. евро ($1,050 трлн.), а также Фонд стабильности Еврозоны (ESM) объемом 500 млрд. евро. Для сравнения, совокупный госдолг Португалии, Ирландии, Греции и Испании по итогам 2010 года составил $1,7 трлн.[8]

     Некоторое количество облигаций стран ЕС продолжает покупать Китай, что также влияет на европейский фондовый рынок. "Важно  также, что Франция и Германия согласились с отсрочкой греческого долга, что является важным сигналом для финансовых рынков, в том числе  для итальянского", - отметил Осин.[8]

     Италия  будет стремиться нарастить свой экспорт в другие страны, в частности, в Россию, одновременно снижая сырьевые и инфляционные риски, свойственные периоду монетизации долга. По мнению Осина, торговый оборот между Италией  и Россией в ближайшие годы будет активно расти.

     Однако  в июле 2011 г., когда все были заняты разработкой планов спасения Греции, итальянская экономика неожиданно для всех оказалась в числе  проблемных. Ситуация мгновенно стала  угрожающей: госдолг Италии к тому моменту достиг рекордных для  страны 1,9 трлн. евро (около 120% от ВВП), что превышает долги Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых.[3]

     Власти  страны приступили к срочной разработке антикризисных мер, которые бы помогли  сократить дефицит бюджета и  размеры госдолга, а Европейский  центральный банк (ЕЦБ) начал скупку итальянских облигаций на вторичном  рынке. На время все успокоилось, и внимание рынков снова переключилось  на варианты дефолта Греции.

     Между тем в самой Италии начал проявляться  второй симптом греческой болезни - политический кризис. Как в Греции и Португалии, экономические проблемы и необходимость крайне непопулярных реформ лишили многократного обладателя премьерского кресла Сильвио Берлускони поддержки в парламенте, и в  конечном итоге он публично заявил о намерении подать в отставку.

     Трудности экономики, помноженные на политическую нестабильность, дали закономерный результат: доходность облигаций Италии преодолела критическую отметку, сигнализирующую  о начале полномасштабного долгового  кризиса в стране. Ситуация стала  необратимой. Теперь стране, скорее всего, потребуется помощь Международного валютного фонда (МВФ) и других стран  ЕС. Проблема заключается только в  том, что на спасение столь крупной "рыбы" может банально не хватить  денег - Фонд финансовой стабильности ЕС (ESFS), даже если его удастся наполнить  до 1 трлн евро, способен закрыть лишь половину итальянских долгов, не считая Греции и прочих стран с подмоченным  госдолгом.

     Первыми отреагировали рынки: по фондовым биржам прокатилась волна распродаж. Европейские  рынки акций потеряли за вчерашний  день по 2-3%, аналогично завершились  и торги в США. И инвесторам есть чего опасаться: если проблемы Греции могут повергнуть в шок в основном еврозону, то крах Италии может спровоцировать мировой кризис почище того, что  случился после банкротства приснопамятного Lehman Brothers.

     Цепная  реакция, вызванная проблемами одной  из стран G7, коснется всех. Так, эксперты рейтингового агентства Moody's уже предупредили, что экономический спад в Европе самым неприятным образом отразится  на финансовой системе США, которые  могут в итоге потерять свой наивысший  рейтинг. И это будет только начало - под угрозой сейчас оказалась  вся финансовая система ЕС, глубоко  интегрированная в мировую экономику.

     Для того чтобы выкарабкаться из сложившегося положения, Италии необходимо предпринять  целую серию очень непопулярных мер. С одной стороны, стране требуется  радикальное сокращение госрасходов, а это означает, что под нож  пойдут зарплаты бюджетников, пенсии и  прочие социальные блага населения. С другой - необходимо повышать производительность труда и конкуренцию. Здесь, скорее всего, придется открывать рынок  по шире для иммигрантов и даже увеличивать продолжительность рабочего дня.

     Дело  осложняется еще и тем, что  экономика Италии сроднилась с дефицитом  бюджета намного раньше Греции, которая  стала позволять себе долговые вольности  в основном после вступления в  еврозону. Это означает, что перестройка на бездефицитный лад будет идти в стране куда болезненней, чем у их юго-восточного соседа.

Информация о работе Проблемы внешнеэкономической задолженности