Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях

Оглавление

Введение 3
1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства 5
1.1 Сущность экономической интеграции 5
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы 8
1.4 Этапы сближения стран 11
2 Интеграционные связи Республики Беларусь 13
2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ 13
2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами ЕврАзЭС 16
2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства 19
2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза 21
2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ 23
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ 26
3.2 Перспективы развития СНГ 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

integratsia.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

 

2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами       ЕврАзЭС

 

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Организация создана в  полном соответствии с принципами ООН  и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.

Сообщество и его должностные  лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.

В 2003 году Евразийское экономическое  сообщество получило статус наблюдателя  в генеральной Ассамблее ООН.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан  протокол о присоединении к  организации Узбекистана. В октябре  2008 г. Узбекистан приостановил  участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. - Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.

Статус наблюдателя при  ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение  динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Основные задачи Сообщества:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;
  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;
  • обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
  • согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.[3]

 

2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства

 

После распада СССР и создания СНГ  с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси.

2 апреля 1997 подписан Договор о создании Союза Беларуси и России [1] на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства.

23 мая 1997 года был подписан  Устав Союза.

25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений - деклараций о дальнейшем единении России и Беларуси, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство [2]. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.

Следующим этапом стал Договор о  создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года.

Для реализации задач Союза государства-участники  образуют на паритетных началах Высший Государственный Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза и, в случае необходимости, другие органы Союза.

Высшим органом Союза является Высший Государственный Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств — участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства) В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

На рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать В. В. Путин, чьи полномочия как президента России истекли в мае 2008. В данный момент, Путин является главой совета министров Союзного государства.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических  и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить[4]. Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности. В то же время, политологи полагают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации  и Республики Беларусь, разногласий  между главами государств, интеграция практически остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в основном из-за тяжелого экономического положения.

 

2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза

 

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Позднее к союзу присоединилась Киргизия.

Россия от создания Таможенного  союза может получить прибыль  в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году [5]. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.[3] По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

Ещё в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже — Кыргызстан, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе 6 октября 2007 года.

28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активизацию работы по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

После получения официального подтверждения  со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен  в трехстороннем формате вступлением  в силу Таможенного кодекса трёх стран.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах Белоруссии, России и Казахстана отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное её присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года.

Таможенный союз, создавался как  первый кирпич в едином здании будущего ЕЭП (Единого Экономического Пространства). Согласно планам правительств России, Белоруссии и Казахстана, ЕЭП будет создано уже 1 января 2012 года. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов.

В ходе саммита ЕврАзэс в октябре 2011 года, Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского союза на основе будущего ЕЭП. И хотя структура будущей организации и конкретные планы по её созданию ещё не определены, уже высказывались пожелания о создании паспортного, визового и валютного союзов в рамках планирующегося объединения.

 

2.5 Внешнеэкономические связи  Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ

 

Одним из приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Из 18 основных торговых партнеров Беларуси из стран вне СНГ 14 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе 74,4 % экспорта и 64,2 % импорта.

Информация о работе Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ