Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа
Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях
Введение 3
1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства 5
1.1 Сущность экономической интеграции 5
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы 8
1.4 Этапы сближения стран 11
2 Интеграционные связи Республики Беларусь 13
2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ 13
2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами ЕврАзЭС 16
2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства 19
2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза 21
2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ 23
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ 26
3.2 Перспективы развития СНГ 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
Вопреки таким реалиям ряд стран СНГ упорно стремится переломить дезинтеграционные процессы. И делают это путем последовательного усложнения выдвигаемых задач и расширения полномочий интеграционных институтов. Обратите внимание: вначале (правда, после явного провала Соглашения 1992 г. о принципах таможенной политики) предполагалось создать зону свободной торговли. Это наиболее простая и приемлемая для всех форма организации взаимного товарообмена, которая связывает тарифно-таможенную политику государств-членов только в части их взаимной торговли, оставляя полную свободу действий в отношении всех других торговых партнеров. Вполне очевидно, что чем большая доля внешнеторгового оборота страны ориентирована на таких "внешних" партнеров, тем меньше ей хочется связывать себе руки в отношениях с ними единой тарифно-торговой политикой [8, стр. 73].
Однако, несмотря на возрастание такого объективно тормозящего фактора (см. табл. 2 приложения), в 1995-1996 гг., как уже сказано, пять стран во главе с Россией, не доведя до конца формирование зоны свободной торговли, решают создать таможенный союз. Это обязывает всех его участников иметь единую таможенную территорию и, соответственно, единый тарифный барьер по отношению к третьим странам, а следовательно, и проводить единую внешнеторговую политику в отношении всего остального мира. Тем самым должен быть положен конец самостоятельности государств-членов "пятерки" в их торговых отношениях с прочими странами. Это, естественно, идет вразрез с их национальными экономическими интересами.
Ведь менее
Тогда решили преобразовать несостоявшийся Таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество, предполагающее еще более высокую степень интеграции. При этом предпринята попытка ужесточить процедуру принятия коллективных решений: принцип единогласия заменен принципом квалифицированного большинства. Теоретически это позволяет той или иной коалиции стран внутри "пятерки" навязывать свою волю колеблющимся или строптивым ее членам.
Наконец, новая инициатива еще более амбициозна, поскольку единое экономическое пространство - это не только общая таможенная территория, но и общий рынок услуг, капиталов и рабочей силы, что в принципе предполагает либо теснейшую увязку рыночных курсов национальных валют, либо введение единой валюты типа евро в ЕС. Кроме того, это предполагает единую модель хозяйствования и очень близкие политические режимы высокоразвитой демократии. Примечательно, что и в этом случае не обошлось без усиления надгосударственного начала: объявлено о намерении создать межгосударственную комиссию по торговле и тарифам, независимую от национальных правительств. Похоже, что в этом плане мы окажемся впереди планеты всей. Органов, независимых от государств-членов, нет ни в ЕС, ни в одном другом интеграционном объединении.
Итак, интеграция в странах Содружества тормозится по следующему ряду причин:
- неготовность стран Содружества к самостоятельной экономической деятельности;
- неконкурентоспособность товаров, выпускаемых в странах СНГ, по сравнению с более качественными зарубежными товарами, или же невыгодность продажи некоторых товаров внутри Содружества из-за их более высокой цены за его пределами;
- несовпадение целей, преследуемых разными странами Содружества;
- невозможность (на данном этапе) создания единого экономического пространства и таможенного союза.
Все это препятствует интеграции внутри СНГ и делает сложным вливание национальных экономик в мировое хозяйство.
Таким образом, на протяжении уже десяти
лет на постсоветском пространстве
наблюдается уникальное явление: чем меньше
страны СНГ по объективным причинам способны
к реальному интегрированию, тем более
неподъемные интеграционные проекты выдвигаются
и тем больший упор делается на институционально-
В этих условиях единственно разумным является ориентация на обычные двусторонние торгово-экономические отношения, какие Россия и другие государства СНГ успешно развивают со странами Прибалтики, Восточной Европы, Южной и Восточной Азии. Такая модель отношений внутри Содружества фактически давно сложилась. И лучше бы, не наступая раз за разом на одни и те же грабли, эффективно использовать эту оправдавшую себя форму сотрудничества.
3.2 Перспективы развития СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая интеграция - успешно реализуемый проект либерально-рыночной экономики в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.
Каким бы многообразным и противоречивым ни было мировое пространство, каждое государство должно стремиться к интеграции с ним. Глобализация и перераспределение ресурсов на наднациональном уровне становятся единственно верным путём дальнейшего развития человечества в условиях экспоненциального роста численности населения на планете.
Исследование практического, статистического материала, изложенного в данной работе, позволило сделать следующие выводы:
1) Основной целевой причиной интеграционного процесса является рост качественного уровня организации компонентов предметов обмена между субъектами интеграции, ускорение этого обмена.
2) В современном мире
3) Республика Беларусь активно
принимает участие во всех
возможных интеграционных
4) Несмотря на существующие
Информация о работе Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ