Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа
Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях
Введение 3
1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства 5
1.1 Сущность экономической интеграции 5
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы 8
1.4 Этапы сближения стран 11
2 Интеграционные связи Республики Беларусь 13
2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ 13
2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами ЕврАзЭС 16
2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства 19
2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза 21
2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ 23
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ 26
3.2 Перспективы развития СНГ 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Международная экономическая
интеграция как тенденция развития мирового
хозяйства
1.1 Сущность экономической интеграции
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные
процессы
1.4 Этапы сближения стран
2 Интеграционные связи
Республики Беларусь
2.1 Особенности экономической
интеграции Беларуси со странами
СНГ
2.2 Особенности экономической
интеграции Беларуси со странами
ЕврАзЭС
2.3 Особенности экономической
интеграции Беларуси и России в рамках
Союзного государства
2.4 Особенности экономической
интеграции Беларуси со странами Таможенного
союза
2.5 Особенности экономической
интеграции Беларуси со странами, не входящими
в состав СНГ
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих
интеграционных группировок с участием
Республики Беларусь и стран СНГ
3.2 Перспективы развития СНГ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.
В данном контексте в работе рассматривается проблема интеграции на постсоветском пространстве. Распад СССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории XX столетия. Одномоментное превращение границ между республиками единого государства в межгосударственные положило начало подрыву ранее целостного народохозяйственного комплекса, что повлекло за собой громадные экономические, социальные и политические издержки для ставших суверенными государств. В данной ситуации рационально было бы объединить усилия для поднятия национальных экономик, защиты национальных интересов на мировой арене и эффективного включения в международные экономические отношения. Являясь геополитическим и социокультурным звеном между объединившейся Западной Европой и стремительно развивающимся Азиатско-Тихоакеанским регионом, интегрирующиеся Содружества Независимых государств в состоянии активно влиять в своих интересах на взаимодействие основных мировых экономических центров и тем самым - на всю систему международных экономических и политических отношений начала XXI столетия.
Однако взаимоотношения
бывших советских республик
В работе анализируется
соотношение основных
Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях. В то же время события начала XXI века, в частности кардинальное продвижение России в развитии партнерских отношений с ЕС и НАТО, свидетельствует о том, что именно сотрудничество с Россией может помочь странам СНГ стать равноправными участниками международных интеграционных объединений.
1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЯЗЙСТВА
Экономическая интеграция - высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.
Признаками интеграции являются:
· взаимопроникновение и
· на этой основе происходят глубокие
структурные изменения в
· необходимость и
Интеграция не возможна без выполнения следующих условий:
· развитая инфраструктура;
· наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).
Интеграция проходит на двух уровнях:
1. макроэкономический (государственный уровень);
2. микроэкономический (межфирменный - ТНК).
В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок
Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:
1) Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.
За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.
2) Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.
Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.
3) Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
Экономическая интеграция призвана решить
набор конкретных проблем, которые
реально стоят перед
4) Демонстрационный эффект.
В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
5) «Эффект домино».
После того как большинство стран
того или иного региона стали
членами интеграционного
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы
Если же говорить о теоретической стороне МИЭ, то Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
- глобализация хозяйственной
- углубление международного
- общемировая по своему
- повышение открытости
Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны, и различные исследователи выделяют разные их группы. Вот один их возможных комплексов подобных причин, с привязкой к экономико-технологическому развитию общества:
– возрастание масштабов
– распространение новых
– развитие инфраструктуры;
– распространение знаний;
– развитие ТНК, МНК;
– увеличивающаяся роль международных экономических организаций, фондов;
– создание интеграционных группировок;
Информация о работе Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ