Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях

Оглавление

Введение 3
1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства 5
1.1 Сущность экономической интеграции 5
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы 8
1.4 Этапы сближения стран 11
2 Интеграционные связи Республики Беларусь 13
2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ 13
2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами ЕврАзЭС 16
2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства 19
2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза 21
2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ 23
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ 26
3.2 Перспективы развития СНГ 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

integratsia.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                      3

1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства                                                                                                  5

1.1 Сущность экономической интеграции                                                 5

1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок             6

1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы                         8

1.4 Этапы сближения стран                                                                        11

2 Интеграционные связи  Республики Беларусь                                        13

2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами      СНГ                                                                                                                     13

2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами       ЕврАзЭС                                                                                                             16

2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства                                                                                        19

2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза                                                                                                    21

2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ                                                                                    23

3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ     26

3.1 Проблемы существующих  интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ                                                                   26

3.2 Перспективы развития СНГ                                                               35

Заключение                                                                                               38

Список использованных источников                                                       39

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В Декларации V Международной  конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.

В данном контексте в работе рассматривается проблема интеграции на постсоветском пространстве. Распад СССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории XX столетия. Одномоментное превращение границ между республиками единого государства в межгосударственные положило начало подрыву ранее целостного народохозяйственного комплекса, что повлекло за собой громадные экономические, социальные и политические издержки для ставших суверенными государств. В данной ситуации рационально было бы объединить усилия для поднятия национальных экономик, защиты национальных интересов на мировой арене и эффективного включения в международные экономические отношения. Являясь геополитическим и социокультурным звеном между объединившейся Западной Европой и стремительно развивающимся Азиатско-Тихоакеанским регионом, интегрирующиеся Содружества Независимых государств в состоянии активно влиять в своих интересах на взаимодействие основных мировых экономических центров и тем самым - на всю систему международных экономических и политических отношений начала XXI столетия.

 Однако взаимоотношения  бывших советских республик носят  сложный противоречивый характер. Эти взаимоотношения характеризуются,  с одной стороны, сохранением глубокой взаимозависимости их субъектов вплоть до безальтернативной дополняемости, вытекающей из десятилетиями создававшихся производственно-технологических и кооперационных связей, из единства научно-технической базы, и т.п. С другой, не только политическим, но и экономическим обособлением экс-республик СССР, в том числе их попытками самостоятельно включиться в мирохозяйственную систему.

 В работе анализируется  соотношение основных экономических  факторов объединения и разъединения  новых независимых государств  и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.

Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы  участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к  данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ  восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным  их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной  возможности и необходимости  сотрудничества новых независимых  государств постсоветского региона  в формах неполной социально-экономической  интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях. В то же время события начала XXI века, в частности кардинальное продвижение России в развитии партнерских отношений с ЕС и НАТО, свидетельствует о том, что именно сотрудничество с Россией может помочь странам СНГ стать равноправными участниками международных интеграционных объединений.

 

 

 

 

 

 

1 МЕЖДУНАРОДНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК  ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО  ХОЯЗЙСТВА

 

    1. Сущность экономической интеграции

 

Экономическая интеграция - высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.

Признаками интеграции являются:

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Интеграция не возможна без выполнения следующих условий:

· развитая инфраструктура;

· наличие политических решений  правительства (создание условий для  интеграции - политическая и экономическая  база).

Интеграция проходит на двух уровнях:

1. макроэкономический (государственный  уровень);

2. микроэкономический (межфирменный - ТНК).

В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование  тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.

 

 

 

1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок

 

Предпосылки международной экономической  интеграции состоят из:

1) Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2) Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений  мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

3) Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые  реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

4) Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  экономические сдвиги (ускорение  темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

5) «Эффект домино».

После того как большинство стран  того или иного региона стали  членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его  пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

 

1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы

 

Если же говорить о теоретической  стороне МИЭ, то Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

- глобализация хозяйственной жизни;

- углубление международного разделения  труда;

- общемировая по своему характеру  научно-техническая революция;

- повышение открытости национальных  экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны, и различные исследователи выделяют разные их группы. Вот один их возможных комплексов подобных причин, с привязкой к экономико-технологическому развитию общества:

– возрастание масштабов производства;

– распространение новых технологий;

– развитие инфраструктуры;

– распространение знаний;

– развитие ТНК, МНК;

– увеличивающаяся роль международных  экономических организаций, фондов;

– создание интеграционных группировок;

Информация о работе Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ