Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях

Оглавление

Введение 3
1 Международная экономическая интеграция как тенденция развития мирового хозяйства 5
1.1 Сущность экономической интеграции 5
1.2 Предпосылки возникновения интеграционных группировок 6
1.3 Факторы, определяющие интеграционные процессы 8
1.4 Этапы сближения стран 11
2 Интеграционные связи Республики Беларусь 13
2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ 13
2.2 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами ЕврАзЭС 16
2.3 Особенности экономической интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства 19
2.4 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами Таможенного союза 21
2.5 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами, не входящими в состав СНГ 23
3 Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ 26
3.1 Проблемы существующих интеграционных группировок с участием Республики Беларусь и стран СНГ 26
3.2 Перспективы развития СНГ 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

integratsia.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

– либерализация торговли, других рынков;

– достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона). [1, с. 124]

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и, особенно, между их фирмами на основе международного разделения труда  приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК (транснациональные корпорации), развернувшаяся НТР (научно-техническая революция), международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Если проанализировать всю теоретическую  информацию, обосновывающую экономическую интеграцию, и соотнести ее с имеющимися данными по влиянию на экономику отдельных государств и регионов, то можно выделить следующие черты, характеризующие МЭИ.

Преимущества интеграции:

- увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;

- возрастает конкуренция между странами;

- обеспечение лучших условий торговли;

- расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

- распространение передовой технологии;

Отрицательные последствия:

- для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

- олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен;

- эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;

Признаки интеграции:

– взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

– на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

– необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

1) развитая инфраструктура;

2) наличие политических решений  правительства (создание условий  для интеграции - политическая и  экономическая база).

Уровни интеграции:

– макроэкономический (государственный  уровень);

– микроэкономический (межфирменный - ТНК).

Глобализация хозяйственной жизни  наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства - образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США - на американском континенте, Япония и США - в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны - в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП (научно-технический прогресс) усиливается предметное, детальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межгосударственном уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

Фактор, стимулирующий интеграционные процессы - повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:

- глубокая степень взаимопроникновения  экономики страны в систему  мирохозяйственных отношений (об  этом косвенно свидетельствует  большая и продолжающая расти  экспортная квота по товарам  и услугам в ВВП большинства стран мира);

- ослабление или же полная  ликвидация ограничений на различные  межгосударственные перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

- конвертируемость национальных валют. [2, с. 134]

В общем и целом, развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей, и не менее значима в этом отношении может быть общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.

 

1.4 Этапы сближения стран

 

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд  этапов.

Первый этап образование Зоны свободной торговли - Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1958-1968 гг., ЕАСТ с 1960 г, НАФТА с 1988 г., МЕРКОСУР с 1991г.)

Второй этап образование Таможенного союза - Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран (ЕЭС в 1968-1986 гг., МЕРКОСУР с 1996 г.)

Третий этап образование Общего рынка - Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами - участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1987-1992 гг.)

Четвертый этап образование Экономического союза - Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте (ЕС с 1993 г.)

Пятый этап образование Политического союза - Проведение единой внешней политики. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

 

2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ  СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Особенности экономической интеграции Беларуси со странами СНГ

 

После распада СССР на его  территории образовалось 15 независимых  государств, 12 из которых вошли в  состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после  получения политической независимости:

- введено президентство;

- прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;

- вступление в ООН;

- укрепление политических и экономических связей с Западом;

- вступление в ряд международных организаций.

Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.

На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние  не только политические вопросы, но и  переход к рынку. Оказалось, что  потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.

Цели и предпосылки  интеграционных процессов в СНГ

Анализ интеграционных процессов  в рамках Содружества Независимых  Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.

Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного  типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза - лишь 14%). Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий. При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.

Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год десять из пятнадцати союзных республик 19,8-24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только 3-6% - за счет импорта из-за пределов СССР, девять республик вывозили в другие регионы страны 19,7-25,4% валовой продукции и лишь 2-3% экспортировали за пределы СССР.

После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество  Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.

Таким образом, целью создания СНГ было обеспечение взаимного  и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Создавая СНГ, участвующие в нем государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией в рамках Содружества. Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:

-координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;

- развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;

- устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.

Предпосылки успешного интеграционного  сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в следующем:

- развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;

- сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;

- наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% - природного газа, 10% - мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте - 1,5%;

- сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическом развитии, существование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их в других участниках СНГ;

- выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;

- наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;

- тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера. Русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов;

- усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.

Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения  важнейших социально-экономических  проблем и отвечает коренным интересам  государств Содружества. Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.

Информация о работе Проблемы и возможности сближения Беларуси со странами СНГ