Проблема выбора путей развития освободившихся стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:46, доклад

Краткое описание

Проблема выбора путей развития после Второй мировой войны и особенно после завершения распада колониальных империй и деколонизации стала общей проблемой для всех стран Азии и Африки.
Выбор оказался небольшим: социалистическая ориентация или еврокапиталистический путь. При любом варианте определяющими были культурно-цивилизационные особенности и традиции.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 26.54 Кб (Скачать)

Проблема  выбора путей развития освободившихся стран


Подготовила: Матвеенко  Майя, 4 курс, 5 группа

 

Проблема выбора путей развития после Второй мировой войны и  особенно после завершения распада  колониальных империй и деколонизации  стала общей проблемой для  всех стран Азии и Африки.

Выбор оказался небольшим: социалистическая ориентация или еврокапиталистический путь. При любом варианте определяющими были культурно-цивилизационные особенности и традиции.

Многие освободившиеся страны, хотя в политическом плане выступали  против европейских стран-метрополий, заимствовали идеи европейской цивилизации  и встали на путь «догоняющего» развития. Лидеры этих стран не собирались восстанавливать  доколониальные порядки и традиционное общество. Они хотели создать современное  передовое национальное государство, составными частями которого были бы высокоразвитая промышленность, всеобщее избирательное право, грамотность  населения и его доступ к современной  медицине. Отсюда было и понимание  главной задачи момента – преодоление  отсталости, модернизация.

Ряд стран (Китай, Вьетнам, Северная Корея  и др.) встал на социалистический путь развития. Уже к середине 1970-х  гг., например, в Китае стали ощущаться  признаки наступающего кризиса. Ему  пришлось становиться на другой путь – путь рыночных реформ и ослабления государственного регулирования экономикой и других сфер жизни. Вьетнам к  этому времени только успел объединиться.

К началу 1990-х гг. проблема построения социализма было вообще снята с повестки дня как ориентационная модель развития. Распад СССР и всей социалистической системы привел к невозможности  социалистического выбора со стороны  каких-либо иных стран. Но вот идея социалистической ориентации оказалась более живучей. Она получила широкое распространение  в ряде стран Африки и некоторых  арабских странах. Но осуществление  национализации, кооперирования, установление однопартийной политической системы  в конечном итоге обернулись разорением хозяйства, бюрократизацией, коррупцией и установлением авторитарно-диктаторских режимов, которые приводили к  серии военных переворотов. В  большинстве стран, которые избрали  социалистическую ориентацию, также  пришлось начинать переход к рыночно-частнособственническим отношениям и многопартийности с  сильной ролью государственного сектора и регулирования, т. е. осуществлять переход к модернизации.

По какому бы пути не шли освободившиеся государства, все они столкнулись  с необходимостью преодолевать традиционный уклад жизни и экономики, который  и стал собственно причиной колонизации  этих стран со стороны более развитых государств.

Попытка освободившихся стран подорвать  сложившееся международное разделение труда, мирохозяйственные связи  не увенчались успехом. Это оказалось  недостижимой задачей. Проведение импортозамещающей  индустриализации (политика сокращения импорта машин из западных стран, производства своей техники) требовало  средств. Внутренних источников у освободившихся стран было недостаточно. Пришлось обращаться к западным кредиторам. Это привело к росту задолженности стран третьего мира. К концу 1988 г. она достигла астрономической цифры – более триллиона долларов. Критическое положение, угроза утраты в очередной раз независимости заставили пересматривать экономическую политику.

Проблема преодоления отсталости усугублялась начавшимся после войны  повышением темпов роста населения, преимущественно за счет повышения  рождаемости в развивающихся  странах.

Демографический взрыв вызвал аграрное перенаселение. Увеличился приток населения  в города, которые также не могли  рационально освоить массу безработного населения. Безработица в свою очередь  способствовала сохранению низкой заработной платы, что замедляло технический  прогресс. Наряду с социальными проблемами развивающиеся страны стали испытывать и экономические трудности. Это  вело и к социально-политической неустойчивости. Освободившиеся страны представляли собой как бы бурлящий котел. Революции и государственные  перевороты, гражданские войны и  межгосударственные конфликты –  все это стало характерной  чертой развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Чтобы как-то стабилизировать экономическую  ситуацию и снизить рост внешней  задолженности часть стран выбрали  следующий путь развития: вместо импортозамещающей индустриализации было решено всемерно развивать экспортные возможности, так как рост экспорта давал надежду на ослабление долгового бремени. Стал поощряться ввоз иностранного капитала. А для его привлечения надо было проводить рыночные реформы: стабилизировать денежное обращение, для чего приходилось сокращать государственные расходы, приватизировать государственный сектор, вводить свободные цены и т. д. Это страны назвали «Новыми индустриальными странами».

На такой путь развития встали сначала  Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, затем к ним присоединились Индонезия, Малайзия, Филиппины.

Если говорить о Китае, то он встал  на социалистический путь развития.

Приход к власти китайских коммунистов  положил начало грандиозному преобразованию китайского общества.

Первым наиболее существенным преобразованием  стала аграрная реформа, началось кооперирование сельского хозяйства.

Иностранная собственность была конфискована, равно как и собственность  представителей, поддерживающих Гоминьдан. Так промышленность и торговля оказались  в руках государства. Был осуществлен  переход от рыночной экономики к плановой. Одновременно в стране началась индустриализация. В ее осуществлении большую помощь оказывал СССР.

В Китае не было кризисных ситуаций, характерных для восточноевропейских  стран. Напротив, Китай наращивал  темпы развития и стремился к  обретению статуса сверхдержавы. По инициативе Мао Цзэдуна в 1958 г. КПК утвердила новый политический курс – «трех знамен». Его составными частями были «большой скачок», «народная коммуна» и «генеральная линия».

Однако курс «трех знамен» потерпел крах. Отмена материальных стимулов к труду привела к падению производства, особенно продуктов. В ряде районов Китая начался голод. Вместо рывка вперед страна получила экономический кризис. В стране стала формироваться оппозиция курсу Мао Цзэдуна. Это вынудило Мао Цзэдуна начать открытую борьбу со своими противниками. Ставку он сделал на молодежь, которую в 1965 г. призвал к революционному насилию, чтобы в освобожденном от остатков старого обществе создать новое коммунистическое общество. Сторонники Мао Цзэдуна из числа молодежи – хунвэйбины – громили официальные учреждения страны – партийные комитеты, министерства, вузы. Все это получило название «великая пролетарская культурная революция». Она породила невообразимый хаос и массовое насилие. Развязка наступила после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г.

В партии укрепились позиции так  называемых прагматиков, настаивающих на отказе от исторического забегания вперед и на сосредоточении усилий на практической работе по выводу Китая в число передовых стран. В истории Китая началась новая полоса.

В стране стала развиваться мощная промышленность. Было либерализировано законодательство об иностранных инвестициях. В сельском хозяйстве были восстановлены кооперативы. Китай перешел на рыночные формы взаимодействия. В стране стали высокими темпы роста экономики. Все эти реформы изменили Китай.

Переломными в развитии Китая стали  события на площади Тяньаньмэнь  в Пекине в 1989 г. Но в Китае не началась демократизация, напротив, политический режим ужесточился. Но это не привело к свертыванию экономических реформ.

Что касается Индии, то она развивается по еврокапиталистическому пути. Смешанная экономика с сильным государственным сектором основана на рыночно-конкурентных отношениях и привлечении к участию иностранного капитала.

Однако в Индии немало специфических  проблем. Наиболее острая – национально-религиозная рознь. Практически неизменной остается проблема каст.

Трудной проблемой в стране остается демографическая проблема (высокая  рождаемость).

Пакистан, как и Индия, пошел  по еврокапиталистическому пути, хотя проблема демократизации в стране решается трудно. В 1970—1980-е гг. в Пакистане были проведены реформы в аграрном секторе. В промышленности были созданы основы государственного сектора, поддерживались частное предпринимательство и иностранные инвестиции.

В ходе реформ обнаружились острые противоречия между восточной (Бангладеш) и западной частями республики. Это привело  в конечном итоге к отделению  Бангладеш от Западного Пакистана. Бангладеш стал самостоятельной  республикой.

Однако Республика Бангладеш не смогла преодолеть экономическую отсталость. Попытка решить эти проблемы путем  ставки на развитие государственного сектора и централизацию управления хозяйством не привели к желаемым целям. В 1980-е гг. последовала смена  курса, проведена была приватизация государственного сектора, оказано  содействие развитию частного предпринимательства. Но пока Бангладеш остается бедной страной.

Так же особенности развития имели  страны Юго-Западной Азии. Деколонизация ее прошла в форме отказа Великобритании и Франции от мандатов на большинство стран этого региона.

Но соперничество великих держав здесь продолжилось в годы холодной войны. Особо напряженными в регионе  были арабо-израильские отношения. СССР сделал ставку на арабские страны. США поддерживали Израиль, но одновременно учитывали стратегическую значимость арабских государств Персидского залива – главных экспортеров нефти  в мире.

В ходе этого конфликта Израиль  окончательно утвердил свое право на существование. Несмотря на то что конфликтные отношения с арабским миром у Израиля сохраняются, он сформировался как стабильное демократическое государство. В Израиле созданы развитая промышленность, интенсивное сельское хозяйство. Развитая экономика, а также немалая помощь США и еврейских общин позволили Израилю принимать и обустраивать сотни тысяч репатриантов, большую часть которых в последнее время составляют евреи бывшего СССР.

Сблизившись с СССР, многие арабские страны попытались в разное время  осуществить «строительство социализма». Но в большинстве стран был  взят курс на модернизацию при сохранении ведущей роли рыночных отношений  и развитии экономических связей с Западом. При этом государственный  сектор рассматривался как важное орудие такой модернизации. Дальше всех в  этом отношении продвинулась Турция, начавшая переход к модернизации еще в 1930-е гг.

В своеобразной форме осуществляли модернизацию арабские монархии Персидского  залива (Катар, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), ставшие крупными экспортерами нефти  и с 1970-х гг. резко увеличившие  свои доходы. Со временем в этих странах  были созданы собственные кредитно-финансовые учреждения. Страны стали сами распоряжаться  капиталами. В этих странах были созданы современная инфраструктура, транспорт, связь, мощности нефте- и газоперерабатывающей промышленности, модернизировано сельское хозяйство. Но в этих странах сильны традиционные отношения. Жизнь здесь регулируется нормами средневекового исламского права. Здесь сохраняются абсолютные монархии, не ограниченные никакими представительными органами. Такое сочетание современности и традиций оказывается возможным прежде всего за счет поддержания общего высокого уровня жизни местного населения, а также широкого использования в промышленности и сфере услуг не местной, а иностранной рабочей силы.

Долго находился в состоянии  нестабильности Иран, оккупированный в 1941 г. Великобританией и СССР. Только к 50-м гг. ХХ в. удалось стабилизировать положение в стране. В 1960-е гг. он начал процесс модернизации страны. Эти реформы сломали традиционный уклад жизни в стране. Это вызвало социальное напряжение.

Выразителем недовольства стало мусульманское  духовенство. Оно изначально негативно  относилось к процессам модернизации, считая, что они противоречат исламу.

В 1979 г. шах был свергнут, и в стране победила исламская революция. Исламское государство возглавил Р. Хомейни. В странах Востока уже укрепилась тенденция на строительство светских государств. Революция в Иране начала отходить от этого принципа. В Иране были восстановлены нормы исламского права. Нерелигиозные и национальные партии были запрещены. Стремление к возрождению древних исламских традиций получило название исламского фундаментализма.

Но остается еще один проблемный и наиболее бедный регион стран «третьего  мира». Его представляют государства Тропической Африки.

К моменту обретения этими странами независимости большая часть  населения была сосредоточена в  традиционном секторе. Современный  сектор был мал и в большинстве  случаев практически не связан с традиционным. Модернизация в этих странах привела к тому, что темпы разрушения традиционного сектора значительно опережали темпы создания современного. Образовавшееся в результате «избыточное» население не находило себе применения. Это чрезвычайно напрягало социальную обстановку в регионе. Эти проблемы усугубились резко возросшими темпами роста населения.

Информация о работе Проблема выбора путей развития освободившихся стран