Прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением значимости роли прибыли как основного показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, т.к. получение прибыли сопутствует решению важнейших первоочередных задач. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из своих возможностей и необходимости дальнейшего развития, фактора спроса на производимую продукцию. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика отрасли.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать  ее динамику, проводить ее сопоставление  с прибылью других предприятий.

Торговые предприятия при определении  прибыли оперируют чаше всего  терминологией, определенной положениями  законодательства о налогообложении, инструкциями налоговых органов, и измеряют прибыль суммой и уровнем (в процентах к товарообороту). Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Абсолютная величина и относительный уровень прибыли существенно изменяются под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия.

Так как прибыль – важнейший  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.

Прибыль предприятия формируется  под влиянием различных факторов, которые классифицируются по разным признакам.

Выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия общественного питания и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние. К ним относятся: инфляция; природные условия; не предусмотренные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприятий, оплаты труда работников; нарушения поставщиками, снабженческо-бытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.

В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов. Экстенсивные – это факторы, влияющие на прибыль через количественные изменения (изменение товарооборота, времени работы предприятия, среднесписочной численности работников, финансовых ресурсов и т.д.)

Интенсивные – факторы, влияющие на прибыль через качественные изменения (повышение производительности труда, качества торгового обслуживания, квалификации работников; внедрение прогрессивных  методов обслуживания, новейшего  оборудования, компьютеризация и  пр.).

К основным факторам, влияющим на формирование прибыли, относят: товарооборот, валовой  доход, издержки.

Особое значение для прибыли  имеет объем реализации товаров. В условиях рыночных отношений он занимает особое место, во-первых, потому что в процессе продажи товаров  на рынке происходит возмещение израсходованных  средств предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются запасы товаров, материалов, работники получают заработную плату; во-вторых, реализация товаров – это самый сложный момент в деятельности предприятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конкурентоспособность. Любая заминка в реализации товаров или какой-то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает критический момент в деятельности предприятия.

Объем получаемой прибыли зависит  от валового дохода, получаемого в  результате реализации товаров. Валовой  доход от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торговых услуг), или, проще говоря, сумму торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара. Размер торговых надбавок устанавливается самостоятельно, с учетом спроса, конъюнктуры рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хранением и реализацией.

Валовой доход имеет решающее значение для формирования прибыли предприятия  общественного питания; его увеличение в процессе деятельности положительно влияет на формирование прибыли.

1. Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса выступает рост благосостояния собственников предприятия. Этот рост характеризуется размером текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого служит полученная прибыль. Следует отметить, что при этом, реализуя интересы собственников предприятия, прибыль является также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива предприятий торговли и общественного питания.

2. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что даст возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

Кроме того, реализация известного принципа: «Богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также связана с возрастанием прибыли предприятия, что обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

3.  Прибыль предприятия – основа определения показателей эффективности конкретной торговой (производственно-торговой деятельности). Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

Для менеджеров, которые не выступают  в роли собственника предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. Для остального персонала прибыльность предприятия служит не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли отводится главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.

5. Прибыль – главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли состоит, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ.

Определенная социальная роль прибыли  выражается в том, что она служит источником внешней благотворительной  деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказании материальной помощи отдельным категориям граждан.

7. Прибыль – основной защитный механизм, предохраняющий предприятие от угрозы банкротства.

Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.

Характеризуя роль прибыли в  рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользы обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и т.п.

Как уже отмечалось, прибыль предприятия  характеризуется не только своей  многоаспектной ролью, но и разнообразием  форм, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной классификации используемых терминов.

Существуют три основных источника  получения прибыли:

1) источник, образующийся за счет  монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной  продукции или (и) уникальности продукта. Для поддержания этого источника на относительно высоком уровне необходимо постоянное обновление продукта;

2) источник, связанный непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Эффективность его  использования зависит от знания  конъюнктуры рынка и умения  адаптировать развитие производства  под эту постоянно меняющуюся  конъюнктуру. Величина прибыли  в данном случае зависит от:

- правильности выбора производственной  направленности предприятия по  выпуску продукции (выбор продуктов,  пользующихся стабильным и высоким  спросом);

- создания конкурентоспособных условий продажи своей продукции и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.);

- объемов производства (чем больше  объем производства, тем больше  масса прибыли);

- структуры снижения издержек  производства;

3) источник, связанный с инновационной  деятельностью предприятия (необходимо  постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли).

Получение прибыли играет значительную роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств  или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных  документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие  может  понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, свидетельствующий об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),  использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими  организациями. Рост прибыли создает  финансовую основу для осуществления  расширенного воспроизводства предприятия  и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Формирование прибыли – это  регламентируемый нормативно-правовыми  актами процесс образования прибыли, который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях  определения в стоимостном выражении  итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

На предприятиях прибыль формируется  как сумма финансовых результатов  по всем видам деятельности предприятия:

1. Финансовый результат основной (обычной) деятельности отражает  результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе  предприятия.

2. Финансовый результат операционной (финансовой) деятельности отражает  результат финансовой деятельности  и определяется как разность  между операционными доходами  и операционными расходами.

3. Финансовый результат от внереализационных  операций отражает результаты  внереализационных операций и  определяется как разность между  внереализационными доходами и  внереализационными расходами.

4. Финансовый результат от действия  чрезвычайных обстоятельств отражает  результат чрезвычайных обстоятельств  и определяется как разность  между чрезвычайными отступлениями  и чрезвычайными расходами.

При рассмотрении процесса формирования прибыли используются следующие  понятия: валовая прибыль; балансовая прибыль; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к налогообложению и ряд других.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения  может быть не равна прибыли, отраженной в бухгалтерском учете. В действующем  Законе «О налоге на прибыль» (п.5 ст.1) при  реализации предприятиями продукции (работ, услуг) «по ценам не выше фактической  себестоимости, для целей налогообложения  принимается рыночная цена на аналогичную  продукцию (работы, услуги), сложившаяся  на момент реализации, но не ниже фактической  себестоимости». Такой порядок приводит к уплате налога на прибыль при  отсутствии реальных доходов.

Информация о работе Прибыль предприятия