Прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением значимости роли прибыли как основного показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, т.к. получение прибыли сопутствует решению важнейших первоочередных задач. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из своих возможностей и необходимости дальнейшего развития, фактора спроса на производимую продукцию. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика отрасли.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

 

 

1.2. Классификация и факторы, влияющие на формирование прибыли в организации

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, необходимо отметить, что при оценке и планировании хозяйственной деятельности предприятия используются конкретные показатели. В этом случае прибыль классифицируется множеством видов в зависимости от метода ее исчисления.

В зарубежной теории принято  выделять следующие виды прибыли:

- прибыль, заработанная благодаря инициативе;

- прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

- прибыль, извлечение  которой возможно благодаря признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Подобный подход классификации  прибыли основан на различии факторов, формирующих прибыль.

Прибыль, заработанную благодаря  инициативе, можно рассматривать как вознаграждение за нарушение статус-кво. Рассмотренная под таким углом зрения, прибыль предстает не пассивно получаемым доходом, и результатом завоевания. При этом в основу образования прибыли такого рода положено влияние четырех групп факторов:

1) внедрение инноваций;

2) отсутствие страха перед риском;

3) разумное использование средств, полученных от экономии на масштабах рыночной деятельности;

4) дальновидная политика в отношении задолженности перед хозяйственными партнерами.

Существуют так называемые неожиданные прибыли, для получения которых предприниматель не делает никаких усилии.

Такая прибыль, полученная при благоприятных условиях, порождена неумышленно созданными, а внешними обстоятельствами, которые можно подразделить на четыре группы:

1) порожденные характером производственной деятельности;

2) возникшие как следствие существующей структуры рынка;

3) связанные с общехозяйственной и общерегиональной конъюнктурой;

4) возникшие благодаря воздействию инфляции.

Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование в меньшей мере зависит от экономических факторов, чем от решения какого-либо общественного института или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

Многообразие видов прибыли  требует их систематизации по основным классификационным признакам.

Валовая (балансовая) прибыль  определяется как разность между  выручкой от реализаций товаров, продукции, работ и услуг (нетто) и их себестоимостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто) понимается объем товарооборота за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг – покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках (форма №2), по существу представляет собой величину валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разность между валовой прибылью (валовым доходом) от реализации товаров, продукции, работ, услуг и коммерческими расходами (издержками производства и обращения.

Прибыль от операционной деятельности формируется как превышение доходов над расходами от операционной деятельности и характеризует положительный результат отношений по предоставлению своих активов в пользование другим организациям и пользования сторонними активами.

К операционным доходам относятся  проценты к получению (по предоставленным  займам, по банковским вкладам, депозитам, по государственным ценным бумагам), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы (выручка от продажи или от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов и другого имущества, если такая выручка не является доходом от обычных видов деятельности).

Операционные расходы  включают: проценты к уплате (по полученным процентам и займам, по купленным облигациям и акциям), прочие операционные расходы (затраты по сдаче имущества в аренду, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, нематериальных активов), расходы по оплате услуг кредитных организаций; налоги (сборы), которые уплачивают за счет финансовых результатов (налог на имущество, налог на рекламу) и др.

К внереализационным доходам  относятся: поступления в виде штрафов, пеней и неустоек за нарушения  условий договоров, активов, полученных безвозмездно, возмещений за причиненные  предприятию убытки; прибыль прошлых  лет, выявленная в отчетном году; кредиторские обязательства и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы в пользу предприятия; сумма до оценки активов.

К внереализационным расходам относятся: выплаты штрафов, пеней  и неустоек за нарушения условий  договоров; возмещение убытков другим хозяйствующим субъектам; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, либо нереальной для взыскания; отрицательные курсовые разницы; сумма уценки активов; выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом и другими аналогичными мероприятиями.

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов  деятельности предприятия выделяют прибыль от торговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Торговая прибыль является результатом торговой деятельности.

Результаты инвестиционной деятельности отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично в прибыли от операционной деятельности.

Особого рассмотрения требует  понятие «прибыль от финансовой деятельности». В процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах финансовой прибыли. Поэтому прибыль от финансовой деятельности представляет собой косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают  маржинальную, налогооблагаемую прибыль и чистую прибыль предприятия.

Маржинальная прибыль  – один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации продукции.

Налогооблагаемая прибыль  с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания. Именно эта прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», подлежащая распределению между предприятием и государственным бюджетом.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Предприниматели и коммерсанты получают прибыль путем выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главной преградой, с которой сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия – из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нарушение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собственных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами ни ведение хозяйственной деятельности. За рубежом, в странах с развитой экономикой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.

По характеру налогообложения  прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта. Налогооблагаемая прибыль – это прибыль до налогообложения, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

При исчислении налогооблагаемой прибыли из прибыли до налогообложения  исключаются суммы, не подлежащие налогообложению  в соответствии со ст. 238 НК РФ (государственные  пособия, выплачиваемые и соответствии с законодательством Российской Федерации; все виды компенсационных выплат, суммы единовременной материальной помощи, суммы страховых платежей (взносов) по обязательном) страхованию и др.).

Не учитываются при  определении налоговой базы расходы  и доходы, перечисленные в ст. 251 и 270 НК РФ.

По характеру инфляционной «очистки» прибыль делится на реальную и номинальную.

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

С планируемым объемом  деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.

Прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период, называется минимальной.

Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия и его социальном и производственном развитии.

Нормальная прибыль представляет собой минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу, что в дальнейшем повысит прибыльность предприятия.

Если спрос на данные товары (услуги) постоянен, тогда меньший по массе капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и уровень прибыли снизится до нормального.

Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.

Исходя из прибыли за рассматриваемый  период формирования выделяют прибыль  предшествующего периода (периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.

Нерегулярности формирования выделяют прибыль, которая планомерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычайную прибыль.

Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования  в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль  характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию социальных программ предприятия.

По значению окончательного результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (убыток).

Со структурой отдельных  видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности (торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество – ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.

Информация о работе Прибыль предприятия