Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:43, реферат
Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Введение
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется вс¨ больше и больше предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия. В данной работе освещается два главных показателя эффективности деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.
Постепенный переход РБ от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “архитекторами” развития новых методов ведения экономики предприятия.
В рыночной экономике особое
место отводится
Функционирование предприятия
в условиях рынка предполагает поиск
и разработку каждым из них собственного
пути развития. Иными словами, чтобы
не только удержаться, но и развиваться
на рынке, предприятие должно улучшать
состояние своей экономики: иметь
всегда оптимальное соотношение
между затратами и результатами
производства; изыскивать новые формы
приложения капитала, находить новые,
более эффективные способы
Каждое предприятие
1. Понятие прибыли и ее функции
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли [3, 29].
Современная экономическая
мысль рассматривает прибыль
как доход от использования факторов
производства, т.е. труда, земли и
капитала. Отрицая прибыль как
результат эксплуатации, присвоения
неоплаченного наемного труда, можно
выделить следующие определения
прибыли [3, 32]. Во-первых, прибыль –
это плата за услуги предпринимательской
деятельности. Во-вторых, прибыль –
это плата за новаторство, за талант
в управлении фирмой. В-третьих, прибыль
– это плата за риск, за неопределенность
результатов
В качестве прибыли в рыночной
экономике понимают вознаграждение
за использование специфического фактора
производства – предпринимательства.
Предпринимательство является специфическим
фактором, так как в отличие
от капитала и земли – неосязаемо
и не выступает в материально-
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами [4, 19].
Являясь важнейшей экономической
категорией и основной целью деятельности
любой коммерческой организации, прибыль
отражает чистый доход, созданный в
сфере материального
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
2. Понятие
рентабельности предприятия.
При рыночной экономике результаты
деятельности любого предприятия оцениваются
системой показателей, главным из которых
является рентабельность. Рентабельность
определяется как отношение прибыли
к одному из показателей функционирования
предприятия. При вычислении рентабельности
используется различные показатели
прибыли. Показатели рентабельности позволяют
выявить не только общую эффективность
работы предприятия, но и оценить
различные стороны его
На предприятии прибыль
образуется в результате реализации
продукции, работ или услуг. Ее величина
определяется разницей между доходом,
полученным от реализации, и издержками
на производство и реализацию. Общая
масса получаемой прибыли зависит,
с одной стороны, от объема продаж
и уровня цен, устанавливаемых на
продукцию, работы или услуги, а с
другой - от того, насколько уровень
издержек производства соответствует
общественно-необходимым
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) [1, 118]
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле [5, 106]:
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,
где
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль от реализации продукции
зависит от внутренних и внешних
факторов. К внутренним факторам относятся:
ускорение НТП, уровень хозяйствования,
компетентность руководства и менеджеров,
конкурентоспособность
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле [5, 108]:
Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где
Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi - объем реализации i-ой продукции.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие
выплачивает дивиденды и
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли [3, 218].
Первый – это монопольное
положение предприятия по выпуску
той или иной продукции или
уникальность продукта. Поддержания
этого источника на относительно
высоком уровне предполагает проведение
постоянной новации продукта. Здесь
следует учитывать такие
Второй источник связан с производственной
и предпринимательской
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к. [3, 223]:
Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
3. Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль,
подразумевает под собой
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торгового предприятия. К ним относятся [3, 231]:
Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы [3, 232]: