Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:43, реферат
Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Если говорить насч¨т основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном созда¨тся за сч¨т прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (прич¨м прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с уч¨том переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понес¨нных затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).
Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и при¨мов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия [4, 196]:
Т’ > Т''> Т''' > Т''''> Т''''',
где Т’ - темп роста прибыли, Т''- темп роста товарооборота, Т'''- темп роста издержек обращения, Т''''- темп роста фондовооруж¨нности работников, Т'''''- темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются пут¨м их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др.
К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влеч¨т соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в сво¨м роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот сч¨т используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям [4, 198].
Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит е¨ на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность в за¨мных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле также зависит от объ¨мов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объ¨м спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более деш¨вые заменители этих товаров. По мере увеличения объ¨мов продаж норма прибыли раст¨т, затем рост е¨ замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определ¨нных групп товаров.
Таким образом на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объ¨мы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга (см. таблицу 1) [4, 205].
Таблица 1. Факторы, влияющие на прибыль (таблица)
Основные факторы |
Взаимозависимые факторы |
Прибыль (убыток) от реализации товаров |
Объ¨м продажи товаров |
Прибыль от неторговойдеятельности |
Розничные цены на реализуемые товары |
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям |
Издержки обращения |
Оборачиваемость и состав капитала | |
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов |
Фондовооруж¨нность работников |
Оборачиваемость и состав капитала | |
Налого¨мкость предприятия | |
Численность работников предприятия | |
Затраты, относимые на прибыль |
4. Пути увеличения прибыли на предприятии
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера [1, 162]:
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем.
Своевременный расч¨т и анализ этих показателей привед¨т в будущем к стабильному росту и развитию предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.
Список использованных источников
1. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика,1999. – 635 с.
2. Бригхем Ю., Гапенски Л.Финансовый менеджмент./Пер. с англ./Под ред. Ковалева В.В. В 2-х томах. — М.: Экономическая школа, 1998. — Т.1 — 497с.
3. Колчина Н.В.Финансы предприятий. / Учебник. – М.: Финансы, ЮНИТИ,1998. – 458 с.
4. Павлова Л.Н.Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 871 с.
5. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д.Шеремета. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. – 510 с.