Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 415.81 Кб (Скачать)

      Необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, основная задача которой — произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации, в том числе:

    обозначить  типы территорий и регионов с целью  формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;

    описать функциональное устройство и дать прогноз  социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;

    сформировать  основные направления развития системы  расселения Российской Федерации;

    обозначить  направления миграционных потоков  и создать условия для разработки механизмов управления миграционными  потоками;

    осуществить территориальную синхронизацию  основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).  

    На  основе Генеральной схемы пространственного  развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного  уровня (в том числе объектов федеральных  энергетических систем, использования  атомной энергетики, обороны и  безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической  деятельности и других), развитие и  размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями  использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

    Разработка  Генеральной схемы пространственного  развития Российской Федерации должна проходить в тесной взаимосвязи  с подготовкой предусмотренных  Градостроительным Кодексом Российской Федерации документов территориального планирования всех уровней, включая  схемы территориального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных  планов поселений и городских округов.

    Подготовка  генеральной схемы пространственного  развития должна быть осуществлена в  течение 3-х лет, начиная с 2006 года.

    Правовая  поддержка социально-экономического развития регионов

    Особое  внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных  законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах  государственного регулирования регионального  развития Российской Федерации». В  законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы  пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов  федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального  зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного  развития с субъектами Российской Федерации  и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно  определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной  региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и  эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с  учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

    При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с  решением других, связанных с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях  к федеральному законодательству, регулирующему  предпринимательскую и инновационную  деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

    Необходимо  принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального  программирования и планирования (определение  статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности  региональной власти и управления в  вопросах успешного развития подведомственных территорий.

    Насущной  потребностью является также определение  единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.

    Успешная  реализация задач регионального  развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные  законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов  Российской Федерации и общие  принципы административно-территориального устройства внутри регионов.

    Формирование  правовой базы для обеспечения и  функционирования отдельных типов  территорий (особое геополитическое  положение территорий субъектов  Российской Федерации, границы которых  совпадают с государственной  границей России; изолированное положение  Калининградской области; наличие  закрытых административно-территориальных  образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие  важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также  особое геэкономическое положение  ряда регионов — эти и другие схожие по своей природе факторы  обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных  территорий, а также закрепление  возможности особого порядка  решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в  форме местного самоуправления). В  частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», присоединение  России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции  о приграничном сотрудничестве территориальных  сообществ и властей, а также  разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных  образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное  обустройство интеграционных процессов  и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов  Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

    Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).

    Необходима  разработка и совершенствование  законодательства, направленного на улучшение демографической и  миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

    Информационные  механизмы 

    Для реализации Стратегии необходимо совершенствование  системы федерального мониторинга  региональных социально-экономических  показателей. Задачи мониторинга:

    оценка  уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в  пространственной организации страны. Введение системы статистики для  городских округов и городских  поселений. Новая система показателей  должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для  реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных  образованиях, выявлять формальных и  неформальных барьеров для ведения  бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических  кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективно оценивать необходимость  федеральной поддержки региона  или муниципального образования;

    оценка  деятельности региональных органов  власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния  нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития,

    мониторинг  состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.

    Организационно-финансовые механизмы

    Проведение  региональной политики невозможно без  формирования системы государственных  организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления  реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Такими институтами должны стать. 

    Контрольные вопросы 

  1. Приведите примеры механизмов государственного ергулирования социально-экономического развития регионов
  2. Назовите отличительные особенности современных прогнозов территориального и регионального развития от аналогичных прогнозов советского периода
  3. На что направлены механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов РФ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

  1. Что лежит в основе теории сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена?
  2. В чем сущность рационального штандорта промышленного предприятия В. Лунхардта?
  3. Какова основа теории промышленного штандорта А. Вебера?
  4. В чем состоят особенности теории центральных мест?
  5. Какие критерии взяты за основу в теориях региональной специализации и межрегиональной торговли?
  6. Кто считается основоположником общей теории размещения?
  7. Какие условия определяют размещение производственных сил?
  8. В чем принципиальное отличие природных условий от природных ресурсов?
  9. Приведите примеры территориальной дифференциации условий размещения в РФ
  10. Дайте определение принципов и факторов размещения?
  11. Назовите основные принципы размещения?
  12. Определите состав факторов размещения?
  13. Объясните действие факторов размещения на территориальную привязку предприятий?
  14. Как влияют региональные факторы размещения на развитие производственных сил региона, его специализацию?
  15. Дайте определение кластера
  16. Назовите критерии формирования в районе кластера
  17. Какова структура кластера
  18. Какое влияние оказывает кластер на экономику региона?
  19. Какие принципиальные различия существуют между районообразованием и районированием?
  20. Как надо понимать процесс формирования системы экономических районов?
  21. Дайте определение территориальных хозяйственных систем и укажите их основные свойства
  22. Что определяет свойство целенаправленности систем?
  23. Что обусловливает разнообразие отличительных свойств экономических районов?
  24. Как надо понимать: экономический район – объект хозяйствования?
  25. Как можно определить отрасли специализации экономического района?
  26. Какие вы знаете виды районирования?
  27. Какие определения можно дать депрессивным и слаборазвитым регионам?
  28. Что характеризует закономерности в размещении производственных сил?
  29. Назовите основные закономерности в размещении производственных сил.
  30. Как проявляется на территории системная организация хозяйства?
  31. Чем можно объяснить концентрацию производства и населения в крупных городах, на территориях, примыкающих к ним, вдоль основных транспортных магистралей?
  32. Как могут быть использованы на практике закономерностей в размещении производственных сил?
  33. Какова доля услуг в производстве ВРП страны и субъектов РФ?
  34. Как определяется отрасли специализации региона?
  35. Какими показателями оценивается уровень жизни населения?
  36. Как определяется плотность населения?
  37. Что представляет собой системная оценка уровней развития региона?
  38. Какие подходытиспользуются в отражении множества характеристик региональных уровней развития?
  39. Какие вы знаете направления государственного регулирования экономического развития регионов?
  40. В чем заключается идея адаптационного регулирования экономического развития регионов?
  41. Дайте определение территориальным хозяйственным системам и укажите их основные свойства
  42. Почему социальные и экономические процессы, приведенные в действие рыночными механизмами управления?
  43. Что является определяющим в функционировании ТХС?
  44. Какими условиями определяются современные особенности в пространственной организации хозяйтсва России?
  45. Почему государство должно отслеживать и регулировать социальные и экономичесие прцессы на территории?
  46. Перечислите задачи, решение которых необходимо для ускоренного развития регионов страны.
  47. Дайте определение государственной региональной политике
  48. Укажите значение государственной региональной политики в управлении социально-экономическим развитием регионов и страны в целом
  49. Какие недостатки отмечаются российскими учеными в официальных основах государственной полтики?
  50. Приведите примеры механизмов государственного ергулирования социально-экономического развития регионов
  51. Назовите отличительные особенности современных прогнозов территориального и регионального развития от аналогичных прогнозов советского периода
  52. На что направлены механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов РФ?
 
 
 
 

    Практические  занятия 

    1. Предмет и объект исследования региональной экономики.
 

    Предмет региональной экономики. Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией.  Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др.  Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы.  Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регио­нов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

    Региональная  экономика — сравнительно молодая  наука и учебная дисциплина.  На Западе данная отрасль знаний, которая  более известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. ХХ в. Идеологом и непосредственным организатором  ее признан У. Айзард.  Как о  науке в нашей стране о ней  заговорили в 70-х гг. ХХ в., а как  об учебном предмете — лишь в  конце 1980-х — начале 1990-х гг. 

    Курс  региональной экономики взаимосвязан со многими другими экономическими и иными науками.  Он затрагивает  области экономической теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук.  По мнению академика А. Г. Гранберга, региональная экономика по своей значимости должна занять одно из центральных мест в  экономической науке в целом: «...ядро экономической науки будет  строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика»

    Предмет региональной экономики в различных  научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука.  По словам основателя отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасова, региональная экономика «...изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе...  Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики».

Информация о работе Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки