Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 415.81 Кб (Скачать)

    Экономические факторы связаны с необходимостью государственного регулирования регионального  развития в целях наиболее эффективного использования факторов производства, перераспределения ресурсных потоков. 

    Несостоятельность радикально-монетаристских моделей  региональной политики очевидна, в  настоящее время необходимость  государственного вмешательства признается как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации. 

    Динамизм, приоритетность, степень влияния  названных факторов могут изменяться в зависимости от условий развития страны, положения регионов. В период экономического роста преобладает  влияние социальных и политических факторов, в период кризиса –  влияние экономических факторов. При этом необходимо учитывать особенности  экономического развития страны, в  том числе региональные. На наш  взгляд, при разработке региональной политики следует учитывать "исконные" (культурные, природные) и "преходящие" (наследие новой истории) особенности  России (данная классификация наиболее полно предложена А. Я. Лившицем, А. В. Новиковым, Л. В. Смирнягиным) [1,с.29-37]. 

    В 90-е годы складывается новая региональная макросреда со своими количественными  и качественными параметрами, которая  теряет черты прошлой однородности и распадается на множество микросред, не похожих на прежние, как и общее  средовое пространство России. 

    Управление 

    Для комплексного рассмотрения региональной политики, целей и задач, необходимо выделить основные ее виды. Различают  следующие 

    виды  региональной политики

    : 

    - по целям: выравнивание уровней  развития регионов, расширение спектра  социальных ролей в регионах, рационализация использования местных  ресурсов, рационализация межрайонного  сотрудничества; 

    - по механизму: автоматическая (распределение  по формуле), проблемная (по спецпрограммам), целевая (по конкретным регионам); 

    - по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы), административная (разрешения  и запреты), инфраструктурная (строительство  дорог и другое); 

    - по объекту: борьба с чрезмерной  специализацией хозяйства, улаживание  конкуренции регионов, снижение  остроты противоречия "регион  – страна", сглаживание контрастов "бедные – богатые регионы"; 

    - по адресату: региональные власти, предприятия и организации, граждане [2,с.38]. 

    Уровень социально-экономического развития страны, особенности ее регионального развития определяют цели региональной политики, призванной ослабить социальную напряженность  и сохранить целостность и  единство страны. 

    Основными целями региональной политики являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ  федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, обеспечение социальной помощи и гарантирование социальных прав граждан  независимо от экономического положения  региона; выравнивание условий социально-экономического развития регионов, максимальное использование  природно-климатических особенностей регионов – создание условий для  укрепления собственной экономической  базы регионов; предотвращение загрязнения  окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная  экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение; максимальное использование  природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления. 

    В целях снижения социальной напряженности, создания равных условий социального  развития всех регионов региональная социальная политика сориентирована на решение следующих задач: противодействие  тенденции ухудшения демографической  ситуации, острым проявлениям депопуляции  населения; предотвращение обнищания  населения и минимизацию отрицательных  последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее благополучных и наиболее неблагополучных регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов. 

    Способы и средства, которые государство  может использовать для решения  региональных проблем, можно назвать  методами региональной политики. Методы региональной политики определяются принципами государственного регулирования общественных процессов. Государственное регулирование  регионального развития может осуществляться мерами прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие по существу представляет собой методы административно-планового  регулирования. Косвенное регулирование  – выбор и реализация регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации на базе нормативно-правового обеспечения. 

    В сфере экономической региональной политики методами косвенного регулирования  являются: прогнозирование и программирование, позволяющее регионам определять свое место в межрегиональном разделении труда; изменение механизма федеративных отношений, в том числе межбюджетных отношений, разграничение полномочий в налоговой системе, вопросы  управления собственностью и использования  природных ресурсов, разработка и  осуществление федеральных целевых  программ социально-экономического развития регионов. 

    Реализация  региональной политики предполагает институциональные  преобразования, формирование институциональной  инфраструктуры, позволяющей реализовать  ее цели и задачи. Ядром последней  являются институты региональной политики – государственные (или с участием государства) организации, комиссии, уполномоченные формировать и проводить региональную политику. Они являются частью государственного механизма, специализированного не только на решении региональных проблем, но и на взаимодействии с регионами. 

    Анализ  теоретических концепций региональной политики, ее целей, задач и методов  позволяет выделить блоки проблем, от решения которых зависит действенность  региональной политики. 

    Правовое  упорядочение государственного регулирования  территорий. Сложившееся неоднородное правовое поле ограничивает возможности  совершенствования системы государственного регулирования территориального развития. Правовая концепция государственного регулирования регионального развития может быть изложена в специальном  Федеральном законе, который призван  установить принципы и механизмы  реализации федеральных правоотношений по поводу любых конкретных действий государства, корректирующих условия  развития субъектов Федерации. 

    Ограниченность  ресурсного обеспечения территориально-регулятивной деятельности государства, целевое  распределение ресурсов и гарантии результативности их использования. 

    Упорядочение  организационной структуры государственного управления региональным развитием  с целью координации деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. 

    Недостаточность научного обеспечения региональной политики. Основные концепции регионального  развития России базируются на единых методологических посылках, различаясь вариантами стратегии, методов, стимулов и т. д. Более того, все они, опираясь на опыт других стран, имеющих федеративное устройство, ориентированы на условия  стабильного развития. Для современной  России следует разрабатывать концепцию  региональной политики кризисного или  переходного периода. 

    Теоретическая модель региональной политики, по моему  мнению, должна отвечать следующим  требованиям: долговременность; адаптивность; сопряженность с перспективной  программой социально-экономического развития России; комплексность; ориентация на экономическое, политическое, социальное развитие регионов; обеспечение приоритета общенациональных интересов. 

    Методологической  основой может и должна стать  новая концепция современного государства, определяющая его функции и роль в обеспечении устойчивого и  социально ориентированного развития всех регионов, организации федеративных отношений. В федеративных государствах оптимизация отношений между  федерацией и субъектами федерации  осуществляется через разграничение  предметов ведения и полномочий. Устойчивость федеративного государства  обусловлена социально-экономической  ситуацией в субъектах ее составляющих, достижением регионального социально-экономического равновесия 

    
  1. Направления государственного регулирования  экономического развития регионов

    В идеологии государственного регулирования  экономического развития регионов, как  и страны в целом, можно выделить три направления (подхода):

  • «неинтервенционалистское», которое в принципе отрицает необходимость воздействия государства на оегиональную экономику;
  • одаптационное (или инерционное): смягчение воздействия рыночных регуляторов и незначительное корректирование развития территорий путем ускорения ярко выраженных естественных процессов на основе стимулирования миграции рабочей силы и инвестиций;
  • радикальные преобразования, проведение интенсивного регулирования

    В начале 90-х гг., когда рыночная экономика  завораживала российских преобразователей, трудно было разобраться в сложностях перехода от централизованного управления экономикой к рынку, ряд ответственных  российских руководителей призвали полностью положиться на рыночные механизмы. Рынок, по их мнению,сам найдет оптимальные  пропорции в развитии отраслей российской экономики. Объе ВВП России в 1998 г. По срвнению с 1991 г. Уменьшился почти вдвое.

    Суть  идеи адаптеров заключается в  том, что задачей государственного регулирования является ускорение ярко выраженных естественно потекающих процессов без смены их направлений. Другими словами, стимулирование экономического роста эффективно лишь тогда, когда оно соответствует общим тенденциям развития и размещения предприятий, определяемым интересами частных компаний.

    Идеи  адаптеров были доминирующими во второй половине 1990-х гг. И в начале 21 века. В результате их реализации российская экономика за счет преимущественного развития добывающих отраслей промышленности, в первую очередь нефтяной и газовой, вышла из системного кризиса, прошла период стабилизации, а с начала 21 века наметился ее ежегодный рост в 5-7%. 

    Контрольные вопросы

  1. Какие вы знаете направления государственного регулирования экономического развития регионов?
  2. В чем заключается идея адаптационного регулирования экономического развития регионов?
 
  1. Метод системного анализа  в государственном  регулировании
 

    В научной литературе широко оснащается важность системного подхода в анализе разного рода явлений и процессов, необходимость учета взаимосвязей между ними.

    Основные  положения этого механизма заключается  в следующем.

  1. Динамика социально-экономических процессов ТХС управляется посредством задания норм их выходных параметров. Заданное состояние выхода системы как бы мобилизирует внутренние ресурсы системы и ресурсы, поступающие в нее извне, на его выполнение.
  2. Реальный выход систем определяется состоянием входного воздействия и возможностями исследуемой системы, а также действиями государственных и рыночных механизмов регулирования.
  3. Действия рыночных и государственных механизмов решулирования социально-экономических процессов не всегда совпадают. В рыночной экономике «производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех изжержек, которые приходят на долю общества в целом»
  4. В качестве оценочных показателей – регуляторов выходных параметров экономических, социальных и природных процессов в территориальных хозяйственных системах – могут быть использованы показатели территориального разделения труда, нормативные показатели экономической эффективности производства, прожиточного минимума, государственные минимальные социальные стандарты, предельно допустимые концетрации вредных веществ в почве, водной и воздушной средах и др. Все эти показатели расчитываются с учетом природно-климатических и социально-экономических особенностей анализируемых территорий.

Информация о работе Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки