Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций
1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.
Среднее
звено районирования
Областные
районы имеют свои экономические
признаки. Своеобразная форма комплексного
развития областей, объединение
Низшее
звено районирования - городские
и сельские районы представляют собой
первичные звенья в таксономии экономического
районирования. На их основе образуются
начальные специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и
годовых программ развития районного
хозяйства и социально-
Экономические
районы могут объединяться в макро
регионы или экономические
Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.
В
настоящее время в составе
России находятся 11 крупных экономических
районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный,
Центральный, Центрально-Черноземный,
Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский,
Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,
Дальневосточный и
СРМ
Государственное регулирование
Регионального развития в Российской Федерации
Экономические
и социально-политические преобразования
в России, децентрализация власти
усложнили региональные проблемы, выдвинули
на первый план пространственные, или
территориальные аспекты
Модели
устройства
За
годы функционирования СССР и РСФСР
устройство государства осуществлялось
по национальному и
Предмет
региональной политики
Для
Российской Федерации с ее огромной
территорией, разнообразием природных
и социально-экономических
Анализ
результатов мониторинга
-
неравенство регионов страны
по социально-экономическим
-
недостаточно эффективное
-
становление федерализма как
политической и
-
национально-политические
Регионализация
экономического, политического, историко-культурного
пространства России, особенности регионов
и ее федеративное устройство обусловливают
ведущую роль региональной политики
в укреплении российской государственности
и развитии экономики.
Новая
региональная политика формируется, но
для ускорения этого процесса,
придания ему осознанного и
Политика
– это интересы в действии, глобальная
стратегия. Политика может иметь
огромное множество вариаций, но должна
быть понятной и действенной, власть
может быть любой, но не бессильной.
Политика
как деятельность руководящих центров
заключается в выборе общественных
целей и способов их реализации с
использованием фактора власти. Региональная
политика это отношения между
государством и субъектами Федерации
(регионами) и деятельность по регулированию
регионального развития.
Субъекты
политики с позиции власти – это
социальные институты и их органы,
которые реализуют процесс
Региональная
политика как комплекс государственных
мер, регулирующих социально-экономическое
развитие территорий, в СССР осуществлялась
посредством плановых, нормативных
действий в рамках территориальных
схем размещения и развития производительных
сил, что определялось прежде всего
директивами, устанавливающими приоритетность
развития отдельных регионов. В 80-е
годы имели место попытки изменения
подходов к реализации региональной
политики – ставились задачи регионального
самоуправления, самофинансирования и
самоокупаемости, территориального хозрасчета,
но сущностные основы региональной политики
остались неизменными. Концептуальный
подход изменился в 90-е годы, политическая
и экономическая дезинтеграция
обусловила необходимость разработки
новой модели региональной политики,
основанной на более полном учете
интересов территориальных
В
1993 году было создано Министерство
по делам национальностей и
В
1994-1995 годах появились признаки перехода
к более осознанной и активной
федеральной региональной политике,
направленной на поддержку проблемных
территорий разных типов (депрессивные
регионы, слаборазвитые, регионы нового
освоения, зоны экологического бедствия),
формирование полюсов роста и
реформирования, стимулирование процессов
реструктуризации экономики регионов
на основе их собственного потенциала,
становление российского
В
90-е годы представления о содержании,
методах, инструментах региональной политики
претерпели существенные изменения. Содержание
государственной региональной политики
составляет система мер, посредством
которых реализуются интересы федеративного
государства в отношении
Целесообразность
разработки государственной региональной
политики подтверждается как российским,
так и мировым опытом. Вместе с
тем следует выделить факторы, которые
обусловливают необходимость
Политические
факторы могут быть представлены
как национальные и конъюнктурные.
Национальные факторы обусловлены
стремлением государства
Конъюнктурные
факторы – это использование
региональной политики в качестве средства
межпартийной политической борьбы. В
настоящее время имеет место
общая крайняя дифференциация политического
климата в регионах.
Социальная справедливость
и равноправие граждан –