Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 415.81 Кб (Скачать)

    Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями  хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве  сельским хозяйством и сферой услуг.

    Областные районы имеют свои экономические  признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города.

    Низшее  звено районирования - городские  и сельские районы представляют собой  первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные  производственные комплексы. Низовые  районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и  годовых программ развития районного  хозяйства и социально-культурного  строительства, в размещении и специализации  предприятий по производству и переработки  сельскохозяйственной продукции, местной  промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

    Экономические районы могут объединяться в макро  регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

    Главные принципы выделения экономических  зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

    Территория  Российской Федерации разделена  на две экономические зоны - Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний  Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

    В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических  районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская  область. Статус самоуправления имеют  Москва и Санкт-Петербург 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СРМ

    Государственное регулирование

    Регионального развития в Российской Федерации

    Экономические и социально-политические преобразования в России, децентрализация власти усложнили региональные проблемы, выдвинули  на первый план пространственные, или  территориальные аспекты развития российского общества. Переход к  новым экономическим отношениям, базирующимися на рыночных принципах, изменение геополитического положения  России, кризис, затронувший все  стороны жизни российского общества, обусловили изменение критериев  и факторов территориального развития, создали качественно новую среду  для решения социальных и экономических  проблем регионов и их взаимодействия. Обострились объективные противоречия: между страной и субъектом  Федерации; между субъектами Российской Федерации; между национальной и  территориальной моделями государства. 

    Модели  устройства 

    За  годы функционирования СССР и РСФСР  устройство государства осуществлялось по национальному и территориальному принципам. Образование союзных  республик, республик и автономий  внутри Российской Федерации – это  попытка построить государство  по национально-территориальному признаку и одновременно способ решения национального  вопроса. Принятый в двадцатые годы национальный принцип формирования структуры советского государства  запрограммировал будущий распад Советского Союза. Переход к другой модели внутреннего  устройства – территориальной –  обсуждается на протяжении всех лет  преобразований в РФ. При данном подходе республики, края и области  становятся территориальными субъектами Российской Федерации, а не этническими  единицами. Что касается развития и  управления экономикой, то от отраслевого  принципа страна переходит к управлению через территории, через субъекты Федерации. В новых условиях органы управления субъектов Федерации  осваивают иную модель взаимодействия с предприятиями и объектами, расположенными на их территории. Главное  противоречие этих отношений выражается формулой "эффективность-равенство". В экономическом контексте это  имеет следующий смысл: если наращивать темпы экономического роста, то следует  создавать предприятия в передовых  регионах, результатом будет нарастание неравенства по уровню социально-экономического развития; если же целью является выравнивание уровней экономического развития, то следует осуществлять индустриализацию отсталых районов, при этом темпы  экономического роста снизятся. Таким  образом, цели выравнивания и цели роста  альтернативны. Следовательно, у региональных проблем нет однозначного решения; такие решения должны представлять собой согласованный оптимум  разнородных интересов, т. е. компромисс, но в России не сложились пока механизмы  разрешения противоречий регионального развития. Согласованный оптимум федеральных и региональных интересов должен стать содержанием региональной политики. 

    Предмет региональной политики 

    Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных  и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной  организацией государства региональная политика является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной  целостности страны и в конечном счете повышения уровня жизни  ее граждан. 

    Анализ  результатов мониторинга социально-экономического развития регионов позволил определить сущностные характеристики региональных проблем: 

    - неравенство регионов страны  по социально-экономическим условиям  проживания из-за недостатков  территориальной организации общества, в связи с которыми созданные  гражданами богатства распределяются  по районам страны без соответствия  размещению самих гражданПодобное  разнообразие не является препятствием  для благополучия граждан, а  напротив, это важный дополнительный  ресурс его роста; 

    - недостаточно эффективное использование  выгод от разнообразия условий  в регионах страны. Один из  основных тезисов при подходах  к региональной проблеме состоит  в том, что многообразие российских  регионов и многонациональный  состав Российского государства  – это не слабость России, а  ее потенциальное могущество. Реальная  федерация использует разнообразие  своих субъектов как мощный  резерв развития страны в целом  и каждого региона в отдельности; 

    - становление федерализма как  политической и территориальной  организации общества; 

    - национально-политические факторы,  обусловливающие процесс дезинтеграции. 

    Регионализация  экономического, политического, историко-культурного  пространства России, особенности регионов и ее федеративное устройство обусловливают  ведущую роль региональной политики в укреплении российской государственности  и развитии экономики. 

    Новая региональная политика формируется, но для ускорения этого процесса, придания ему осознанного и целенаправленного  характера необходимо выработать представление  о сущности региональной политики, выделить методологические проблемы, нуждающиеся в первоочередной разработке, оценить возможности использования  в нашей стране опыта развитых стран. 

    Политика  – это интересы в действии, глобальная стратегия. Политика может иметь  огромное множество вариаций, но должна быть понятной и действенной, власть может быть любой, но не бессильной.  

    Политика  как деятельность руководящих центров  заключается в выборе общественных целей и способов их реализации с  использованием фактора власти. Региональная политика это отношения между  государством и субъектами Федерации (регионами) и  деятельность по регулированию  регионального развития.  

    Субъекты  политики с позиции власти – это  социальные институты и их органы, которые реализуют процесс управления различными областями общественной жизни, располагают средствами власти (координация, принуждение, контроль и  т. д.), определяют цель и способ их использования. Субъектом региональной политики в  данном контексте выступает государство. Объектом региональной политики выступают  регионы, субъекты Федерации, федеральные  округа. 

    Региональная  политика как комплекс государственных  мер, регулирующих социально-экономическое  развитие территорий, в СССР осуществлялась посредством плановых, нормативных  действий в рамках территориальных  схем размещения и развития производительных сил, что определялось прежде всего  директивами, устанавливающими приоритетность развития отдельных регионов. В 80-е  годы имели место попытки изменения  подходов к реализации региональной политики – ставились задачи регионального  самоуправления, самофинансирования и  самоокупаемости, территориального хозрасчета, но сущностные основы региональной политики остались неизменными. Концептуальный подход изменился в 90-е годы, политическая и экономическая дезинтеграция  обусловила необходимость разработки новой модели региональной политики, основанной на более полном учете  интересов территориальных образований, их особенностей, выделения проблемных территорий разных типов. В 1991-1993 годах, в условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального прав ительства, пытавшегося  всеми доступными средствами (от предоставления наличности до принятия специальных  указов и постановлений по отдельным  регионам) ликвидировать наиболее опасные  очаги региональной напряженности, вполне соответствовали идеологии неотложной помощи кризисным регионам. 

    В 1993 году было создано Министерство по делам национальностей и региональной политике. Для разработки концепции  региональной политики задействованы  государственные и негосударственные  структуры: Аналитический центр  при Президенте Российской Федерации, Межведомственная комиссия при Правительстве  Российской Федерации, Рабочая группа по региональной политике Совета безопасности, СОПСиЭС при Министерстве экономики  Российской Федерации, Институт экономики  Российской академии наук, а также  представительные органы власти –  комитеты Федерального собрания и Государственной  думы Российской Федерации. 

    В 1994-1995 годах появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экологического бедствия), формирование полюсов роста и  реформирования, стимулирование процессов  реструктуризации экономики регионов на основе их собственного потенциала, становление российского федерализма  и местного самоуправления, реформирование межбюджетных отношений и механизмов территориального перераспределения  бюджетных ресурсов. 

    В 90-е годы представления о содержании, методах, инструментах региональной политики претерпели существенные изменения. Содержание государственной региональной политики составляет система мер, посредством  которых реализуются интересы федеративного  государства в отношении субъектов  Федерации, и внутренние интересы самих  регионов. 

    Целесообразность  разработки государственной региональной политики подтверждается как российским, так и мировым опытом. Вместе с  тем следует выделить факторы, которые  обусловливают необходимость государственного вмешательства в региональное развитие. 

    Политические  факторы могут быть представлены как национальные и конъюнктурные. Национальные факторы обусловлены  стремлением государства обеспечить безопасность и независимость страны, территориальную целостность, политическую стабильность.  

    Конъюнктурные факторы – это использование  региональной политики в качестве средства межпартийной политической борьбы. В  настоящее время имеет место  общая крайняя дифференциация политического  климата в регионах. 

    Социальная  справедливость

      и равноправие граждан – основные  социальные факторы обусловливающие  необходимость разработки региональной  политики. Государство должно гарантировать  определенный уровень жизни населения  (минимальные социальные стандарты)  независимо от региона проживания. Современную региональную политику  следует ориентировать на выравнивание  межрегиональных различий в доходах  населения, уровне безработицы,  социальной инфраструктуре, коммуникациях,  состоянии окружающей среды. 

Информация о работе Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки