Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 415.81 Кб (Скачать)

    Гармония в развитии экономики, социальной сферы и природной среды анализируемого региона, а также во взаимодействии регионов достигается путем взаимной увязки их локальных оптимумов. Это осущетсвляется в несколько этапов пересчетов вариантов взаимодействия регионов с изменением на каждом этапе, если это вытекает из расчетов предыдущего этапа, условий их развития 

    Контрольные вопросы

  1. Дайте определение территориальным хозяйственным системам и укажите их основные свойства
  2. Почему социальные и экономические процессы, приведенные в действие рыночными механизмами управления?
  3. Что является определяющим в функционировании ТХС?
 
 
 
 
    
  1. Цели, задачи и условия  социально-экономического развития регионов России
 

     В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение  образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

     Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые  различия между странами и регионами  в иерархии ценностей и в целях  развития, международные организации  оценивают степень развития стран  и регионов по некоторым универсальным  интегральным показателям.

     Наряду  с интегральными показателями можно  использовать и отдельные частные  показатели развития региона. Среди  них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных  материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень  образования; степень счастья населения.

     Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные  цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди  долгосрочных целей - становление и  развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение  уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать  преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем  году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

     Критерии  экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального  развития выступают промежуточные  задачи, играющие роль необходимых  условии успешного развития. Среди  таких тактических целей развития региона или города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие центра города; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости  населения региона.

     Особое  значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень  производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете  на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

     Нематериальное  производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства  стран и регионов. Традиционно  страны и регионы оцениваются  с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления  о нематериальном производстве как  о сфере, где создается большая  часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие  факторы, как богатство людьми и  их квалификацией, управленческими  технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны.

     Наличие и уровень качества школ, детских  садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень  образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

     В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

     Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.

     На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

     На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития.  

    Контрольные вопросы

  1. Какими условиями определяются современные особенности в пространственной организации хозяйтсва России?
  2. Почему государство должно отслеживать и регулировать социальные и экономичесие прцессы на территории?
  3. Перечислите задачи, решение которых необходимо для ускоренного развития регионов страны.
 
 
 
 
 
 
    
  1. Региональная  политика в регулировании  социально-экономического развития территорий
 

    При проведении в 1990-х гг. Экономических  реформ федеральная власть предоставила регионам большую свободу в развитии по принципу «берите суверенитета столько, сколько переварите».

    Преодолите  системного кризиса 1998 г., стабилизация экономики и последующий рост темпов ее развития  в начале 21 века, сопровождались усилием территориальной дифференциации в социально-экономическом развитии страны.

    Определений государственной региональной политики (ГРП) много, но принципиально они  мало отличаются. Однако из первых определений  дано проф.Э.Б.Алаевым, который считает, что региональная политика – это  сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием  страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями  между собой.

    Основные  положения региональной политики в  РФ появились в тот период истории  нашей страны.

    Региональная  политика преследует следующие цели.

  1. Обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства
  2. Обеспечение единых минимаьных  социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантированние социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов
  3. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  4. Предотвращение загрязнение окружающей среды, а также ликвидации последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов
  5. Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение
  6. Максимальное использование природно-климатических особенностей регионов
  7. Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления

    Одним из главных условий реализации перечисленных  задач региональной экономической  политики являетс обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью  государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием институциональных  структур

    Особое  место в региональной политики занимают проблемы демографии. Их решение включает:

  • Осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение естественного прироста населения
  • Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения
  • Размещение беженцев и вынужденных переселенцев в районах, распологающих для этого необходимыми условиями

    Среди недостатков в первую очередь  надо отметить, что поднимаемые в  основных положениях... вопросы не отличаются системностью изложения, не отражено место  региона в народохозяйственной  системе страны, а региональной политики – в системе государственного управления. Второй принципиальный вывод  заключается в том, что основу содержания ГРП должны составлять специфические  особенности предмета исследования региональной экономики. В третьих, исключительно важными составляющими ГРП являются формирование и распределение финансовых потоков между общегосударственными и региональным уровнями бюджетно-налоговой системы страны. В четвертых, обоснованием и реализацией ГРП занимаютс федеральные органы и субъекты Федерации, между нимим должны быть распределены сферы ответственности в решении тех или иных вопросов.  
 

    Контрольные вопросы

  1. Дайте определение государственной региональной политике
  2. Укажите значение государственной региональной политики в управлении социально-экономическим развитием регионов и страны в целом
  3. Какие недостатки отмечаются российскими учеными в официальных основах государственной полтики?
 
 
 
    
  1. Механизмы государственного регулирования  социально-экономического развития регионов России
 

    Государственная региональная политика как инструмент государственного регулирования социально-экономического развития регионов страны определяет общие направления размещения производительных сил. Для реализации ГРП, определения  конкретных объемов производства и  районов их локации, развития социальной сферы в регионах используется система  регуляторов конкретизирующих основные положения региональной политики государства.

Информация о работе Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки