Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК».
В соответствии с целью, основными задачами при написании выпускной квалификационной работы являются:
- изучить теоретические основы потребительского кредитования;
- выделить особенности потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК»;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и основные элементы системы кредитования 6
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном
этапе 15
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц 24
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО
«СКБ-БАНК» 36
2.1 Общая характеристика банка 36
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «СКБ-Банк» 42
2.3 Анализ потребительского кредитования в ОАО «СКБ-Банк» 52
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «СКБ-БАНК» 63
3.1 Совершенствование действующих кредитных продуктов 63
3.2 Тенденции новых кредитных продуктов в банковской системе РФ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды): Character (характер, репутация заемщика); Ability (способность к возврату ссуды); Marge (маржа, доходность); Purpose (целевое назначение ссуды); Amount (размер ссуды); Repayment (условия погашения кредита); Insurance (обеспечение, страхование риска, непогашения ссуды). [39, с.3]
Итак, можно выделить следующие методы оценки платежеспособности заемщика - физического лица: оценка платежеспособности по уровню доходов потенциального заемщика; индивидуальный андеррайтинг; скоринг.
Основными проблемами оценки платежеспособности физических лиц:
- отсутствие специального законодательства, регулирующего отношения в сфере потребительского кредитования;
- отсутствие системы кредитных историй;
- работодатели по-прежнему отдают предпочтение «серым» схемам выплаты вознаграждения своим работникам;
- отсутствие для банка простого механизма возврата кредита в случае несостоятельности заемщика;
- необходимость достоверной оценки потенциального заемщика;
- отсутствие регистрации залога движимого имущества открывает не добросовестным заемщикам возможность продать или повторно заложить заложенное имущество;
- проблема оценки реальных возможностей поручителей.
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО
«СКБ-БАНК»
2.1 Общая характеристика банка
ОАО «СКБ-банк» призван предоставлять широкий спектр стандартизированных и высокотехнологичных банковских услуг и продуктов клиентам на всей территории Российской Федерации.
Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией.
Банк был создан в соответствии с решениями собраний учредителей - пайщиков (протокол № 1 от 5 ноября 1991 года, протокол № 2 от 20 декабря 1991 года) с наименованием Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу «СКБ-банк», путем реорганизации в форме преобразования Свердловского коммерческого банка «СКБ-БАНК» и является его правопреемником по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства оспариваемые сторонами.
В соответствии с решением общего собрания акционеров (протокол № 1 от 17 мая 1996 года) наименование организационно-правовой формы Банка приведено в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и написание полного и сокращенного фирменных наименований Банка определено как открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (СКБ-банк).
В соответствии с решением общего собрания акционеров (протокол № 1 от 14 июня 2002 года) изменено написание полного фирменного наименования Банка на Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», сокращенное фирменное наименование Банка приведено в соответствие с действующим законодательством и определено как ОАО «СКБ-банк».
В соответствии с решением общего собрания акционеров (протокол № 1 от 21 июня 2004 года) написание полного и сокращенного фирменных наименований Банка изменено на открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» ОАО «СКБ-банк». [28]
Банк входит в банковскую систему
Российской Федерации и в своей
деятельности руководствуется
В октябре 2009 в результате получения субординированного займа от Государственной корпорации «Внешэкономбанк», капитал СКБ-банка превысил 8,1 млрд. рублей.
В марте 2011 - интернет-сервис СКБ-банка для частных лиц «Банк-на-Диване», по признанию агентства «Эксперт РА», вошел в тройку лучших в России.
В декабре 2011 - начали работу офисы в Дальневосточном федеральном округе: в Хабаровске, в Якутске, Владивостоке, Магадане и Петропавловске-Камчатском.
В декабре 2011 - в интернет-сервисе СКБ-банка «Банк-на-Диване» был зарегистрирован 200000-й пользователь.
Адрес (место нахождения) органов управления Банка: 620026 г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 75.
Банк вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в подпункте 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (при наличии соответствующей лицензии Банка России); выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Банк помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. [28]
Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
В Уставе (приложение 1) содержится перечень филиалов Банка.
В таблице 1 представлены рейтинги, присвоенные ОАО «СКБ-БАНК».
Организационная структура ОАО «СКБ-Банк» представлена следующим образом: Аппарат управления; Управление делами состоящее из административногоый отдела, отдела материально-технического и транспортного обеспечения; Юридическая служба, служба внутреннего контроля; служба экономической безопасности; Отдел по противодействию легализации (отмыванию) доходов‚полученных преступным путем; - Управление бухгалтерского учета и отчетности состоящее из о отчетности и налогообложения, отдела бухгалтерского учета, отдела кассовых операций; Управление по работе с клиентами включающее в себя отдел сопровождения клиентских операций, отдел обслуживания частных лиц; Главный аналитик; Управление информационных технологий; Управление казначейских операций состоящее из депозитарного отдела, отдел корпоративного кредитования, отдел кредитования физических лиц, отдел ценных бумаг.
Таблица 3 - Рейтинги, присвоенные ОАО «СКБ-БАНК»
Moody's |
B1 (стабильный) - долгосрочный рейтинг депозитов в национальной и иностранной валюте по международной шкале E+ (стабильный) - рейтинг финансовой устойчивости A2.ru - долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале |
Fitch Ratings |
B (стабильный) - долгосрочный рейтинг дефолта эмитента B - краткосрочный рейтинг дефолта эмитента D - индивидуальный рейтинг 5 - рейтинг поддержки b - рейтинг устойчивости финансовой организации |
Рус-Рейтинг |
BBB- (стабильный) - кредитный рейтинг по международной шкале АA- (стабильный) - кредитный рейтинг по национальной шкале |
Эксперт РА |
А+ (стабильный) - кредитный рейтинг |
Конкурентные позиции СКБ-Банка подкрепляются его широкой специализацией. СКБ позиционирует себя как универсальный коммерческий банк и развивается по трем основным направлениям: розничный бизнес (31% активов); корпоративный бизнес (33% активов); операции на рынке ценных бумаг (5% активов). [28]
Корпоративный и розничный сегменты
являются для банка приоритетными,
и СКБ стремится к поддержанию
баланса между этими
Операции на рынке ценных имеют
целью главным образом
Организационную структуру Брянского филиала ОАО «СКБ-банк» представим на рис. 4.
Рисунок 4 – Структура Брянского филиала ОАО «СКБ-банк»
Штат сотрудников Брянского
филиала ОАО «СКБ-банк»
Брянский филиал банка оказывает следующие виды услуг физическим лицам: открытие и обслуживание банковских счетов; кредитования; пластиковые карты; переводы средств без открытия счета; обмен валюты.
Услуги юридическим лицам: индивидуальные
программы расчетно-кассового
Рисунок 5 – Востребованность услуг, предоставляемых филиалом ОАО «СКБ-банк»
Таким образом, мы видим, что наибольшей популярностью пользуются кредитные операции – 34%, операции с пластиковыми картами – 20%, депозитные операции – 15%.
К преимуществам Брянского
Итак, ОАО «СКБ-банк» призван предоставлять широкий спектр стандартизированных и высокотехнологичных банковских услуг и продуктов клиентам на всей территории Российской Федерации. В Брянском филиале банка наибольшей популярностью пользуются кредитные операции – 34%, операции с пластиковыми картами – 20%, депозитные операции – 15%.
Конкурентные позиции СКБ-
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «СКБ-БАНК»
Проведем анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка.
На основе данных, представленных в приложении 5, можно сделать вывод о том, что процентные доходы предприятия на протяжении рассматриваемого периода возрастали. В 2010г по сравнению с уровнем 2009г произошло увеличение данного показателя на 2630413 тыс. руб. или на 39,71% за счет:
- увеличения ссуд, предоставленных клиентам некредитным организациям на 2207802 тыс. руб. или на 40,45%;
- увеличения оказания услуг по финансовой аренде на 1353 тыс. руб. или в 11,82 раза;
- увеличения средств от
- при снижении размещения средств в кредитных организациях на 150461 тыс. руб. или на 48,67%.
В 2011г по сравнению с уровнем 2010г произошло увеличение процентных доходов банка на 6002740 тыс. руб. или на 64,87% за счет:
- увеличения размещения средств в кредитных организациях на 40249 тыс. руб. или на 25,37%
- увеличения оказания услуг по финансовой аренде на 128 тыс. руб. или на 8,66%;
- при снижении ссуд, предоставленных
клиентам некредитным
- при снижении доходов от вложений в ценные бумаги на 346031 тыс. руб. или на 24,24%.
Динамика процентных доходов банка представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика процентных доходов ОАО «СБК-банк» в 2009-2011гг
Процентные расходы возрастали на протяжении 2009-2011гг. В 2010г по сравнению с уровнем 2009г произошло увеличение данного показателя на 1231110 тыс. руб. или на 31,63% за счет:
- увеличения расходов по
- увеличения расходов по выпущен
- при снижении расходов по
привлеченным средствам
Процентные расходы возросли в 2011г по сравнению с уровнем 2010г - на 1092384 тыс. руб. или на 21,32% за счет:
- увеличения расходов по
- увеличения расходов по
- при снижении расходов по привлеченным средствам кредитных организаций на 19678 тыс. руб. или на 9,60%.
Динамика процентных расходов представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика процентных расходов ОАО «СБК-банк» в 2009-2011гг
Чистые процентные доходы возрастали. В 2010г по сравнению с уровнем 2009г произошло увеличение данного показателя на 1399303 тыс. руб. или на 51,24%, в 2011г по сравнению с уровнем 2010г на 4910356 тыс. руб. или в 2,19 раза;
Комиссионные доходы возрастали. В 2010г по сравнению с уровнем 2009г произошло увеличение данного показателя на 336458 тыс. руб. или на 39,49%, в 2011г по сравнению с уровнем 2010г на 758857 тыс. руб. или на 63,85%.
Комиссионные расходы также возрастали. В 2010г по сравнению с уровнем 2009г произошло увеличение данного показателя на 9961 тыс. руб. или на 6,97%, в 2011г по сравнению с уровнем 2010г на 49111 тыс. руб. или на 32,13%.
Информация о работе Потребительский кредит на примере ОАО "СКБ-банк"