Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК».
В соответствии с целью, основными задачами при написании выпускной квалификационной работы являются:
- изучить теоретические основы потребительского кредитования;
- выделить особенности потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК»;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и основные элементы системы кредитования 6
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном
этапе 15
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц 24
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО
«СКБ-БАНК» 36
2.1 Общая характеристика банка 36
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «СКБ-Банк» 42
2.3 Анализ потребительского кредитования в ОАО «СКБ-Банк» 52
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «СКБ-БАНК» 63
3.1 Совершенствование действующих кредитных продуктов 63
3.2 Тенденции новых кредитных продуктов в банковской системе РФ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Банки, являясь важными регуляторами экономической деятельности, оказывают определенное влияние на все жизненно важные стороны деятельности людей. Банковская система обладает значительными возможностями в достижении согласованности интересов различных уровней иерархии, непосредственного воздействия на интересы организаций, предприятий, населения. [13, с.121]
Влияние банковского сектора на реализацию приоритетных направлений развития экономики представлено в таблице 2.
В последнее время в России, несмотря на достигнутую экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм примерно соответствует количеству уходящих с рынка.
Одной из основных причин сложившийся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. [19, с.57]
В табл. 1 представлены основные источники финансирования малого бизнеса, их достоинства и недостатки.
В настоящее время государственная политика в области поддержки малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, используются по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержи субъектов малого бизнеса - бизнес-инкубаторов;
- стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования малого бизнеса;
- поддержка инновационных малых предприятий.
Таблица 1 - Влияние банковского сектора на реализацию приоритетных направлений развития экономики
Приоритетные направления развития экономики |
Факторы влияния банковского сектора на реализацию приоритетов |
Повышение уровня, качества жизни населения |
Расширение потребительского, в том числе, ипотечного кредитования Расширение перечня продуктов, услуг банков населению. Увеличение количества банков, их рассредоточение по территории страны. Расширение системы защиты вкладов населения. |
Структурные преобразования в экономике |
Создание сети банков для льготного кредитования предприятий, инноваций. Трансформация сбережений в инвестиции. Увеличение объемов долгосрочных ресурсов. |
Ускорение развития малого и среднего бизнеса |
Льготное финансирование и кредитование предприятий малого и среднего бизнеса. Расширение портфеля банковских продуктов, услуг для малого бизнеса. |
Опережение развития инвестиционно-инновационной деятельности |
Увеличение объемов долгосрочных ресурсов. Использование для инвестиций средств Стабилизационного фонда РФ и золотовалютных резервов. Повышение научно-технического уровня за счет средств, получаемых от экспорта. |
Важнейшим источником финансирования малого бизнеса являются коммерческие кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты [19, с.58].
Выделение и рассмотрение такого целостного понятия, как «кредитный процесс, позволяет комплексно проанализировать все составляющие и этапы механизма банковского кредитования. Кредитный процесс - это движение банковского кредита как последовательный ход его организационных стадий (этапов). В ходе кредитного процесса происходит последовательная смена стадий механизма банковского кредита. Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности при наличии у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.
В теории и практике кредитования выделяют, как правило, семь основных стадий кредитного процесса, управление которыми банк должен тщательно организовывать:
1) рассмотрение заявки заемщика на получение кредита;
2) анализ финансового состояния (кредитоспособности) клиента;
3) разработка условий займа; подготовка и заключение кредитного договора;
4) определение порядка обеспечения кредита, гарантий возврата займа;
5) процедура предоставления займа;
6) процедура погашения займа;
7) контроль за кредитной операцией. [19, с.59]
Первая стадия кредитного процесса включает анализ и предварительный отбор заявок на получение кредита. Для этого проводится научно обоснованная экспертиза целесообразности предоставления займа. Главная задача кредитных работников коммерческого банка на этой стадии - собрать наиболее полную информацию о потенциального заемщика.
На второй стадии кредитного процесса банк определяет кредитоспособность и финансовое положение клиента. Кредитные работники должны оценить: насколько потенциальный заемщик способен полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Чем точнее банк сумеет определить кредитоспособность клиента, тем шире возможности банка для снижения кредитного риска.
На третьей стадии кредитного процесса банк принимает конечное решение о возможности, условия и формы предоставления займа. Оценка будущей кредитной операции осуществляется на основании проведения технико-экономического обоснования займа. Завершается эта стадия оформлением и заключением кредитного договора, который становится для банка средством управления дальнейшими стадиями кредитного процесса.
Четвертая стадия кредитного процесса связана с определением условий обеспечения возврата кредита. В центре решения данной проблемы находится обоснованный выбор объекта (предмета) залога. Для этого должно быть обеспечено правильное оформление залоговых юридических документов, четкое определение прав и обязательств банка и заемщика в соответствии с нормами действующего залогового права. Средством обеспечения возврата банковского займа может быть и гарантия.
На пятой стадии кредитного процесса банк на основе кредитного договора осуществляет процедуру предоставления займа. Конкретный способ предоставления кредита, а также вид ссудного счета определяется особенностями этой кредитной операции. Процедура предоставления займа должна быть удобной, оперативной и взаимовыгодным для банка и заемщика. [41, с.34]
Шестая стадия кредитного процесса - возврат займа с процентами и завершения кредитной сделки. Конкретный способ погашения займа оговаривается в тексте кредитного договора. В условиях финансового кризиса и увеличение взаимной дебиторской-кредиторской задолженности хозяйственных субъектов банк должен уделять постоянное внимание полному и своевременному выполнению кредитных договоров относительно погашения предоставленных займов. Все случаи непогашения займов имеют детально анализироваться кредитными работниками, чтобы в будущем не допускать подобного. [11, с.36]
Седьмая стадия является специфическим в том плане, что банковский контроль и управление кредитным процессом осуществляется на каждой его стадии. Систематический мониторинг состояния кредитного процесса, который сочетается с постоянным анализом качества кредитного портфеля банка занимает одно из центральных мест в системе банковского менеджмента. Главная задача, которая решается на заключительной стадии, - разработка актуальных практических предложений и рекомендаций по совершенствованию кредитной политики коммерческого банка.
В структуре любого коммерческого банка функционирует кредитное управление (отдел), которое непосредственно ведет работу с клиентами по вопросам кредитования.
Таким образом, кредит - это предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней (ст. 819 ГК РФ). [2]
Принципами кредитования является:- срочность; возвратность; платность.
В теории и практике кредитования выделяют, как правило, семь основных стадий кредитного процесса, управление которыми банк должен тщательно организовывать: рассмотрение заявки заемщика на получение кредита; анализ финансового состояния (кредитоспособности) клиента; разработка условий займа; подготовка и заключение кредитного договора; определение порядка обеспечения кредита, гарантий возврата займа; процедура предоставления займа; процедура погашения займа; контроль за кредитной операцией.
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе
В 2011 году общий объем кредитов, депозитов и других размещенных средств российских банков увеличился на 29,6% или на 6.56 трлн. руб. в абсолютных величинах. Темпы роста кредитов оказались заметно выше темпов роста активов, что и предопределило рост этого компонента в структуре активов с 65.6% на 1 января 2011 года до 69,0% на 1 января 2012 года.
На 1 января 2012 года объем суммарного кредитного портфеля российских банков составил 28,7 трлн. руб., при этом на кредиты нефинансовым организациям приходилось 61.8% кредитного портфеля.
Задолженность физических лиц перед банками составила 5,56 трлн. руб., что в структуре кредитного портфеля составляет 19,4%.
Рисунок 1 - Темпы роста кредитного портфеля банков в Российской Федерации в 2007-2011гг
В Российской Федерации кредиты предоставляются физическим лицам - гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения 75 лет. При предоставлении Заемщику кредита в сумме, не превышающей 100 долларов США (иди рублевого эквивалента этой суммы), и на срок, не более 6 месяцев, максимальный возрастной ценз не устанавливается. [45]
Кредиты предоставляются, если иное не установлено другими нормативными документами коммерческого банка по кредитованию физических лиц:
- по месту регистрации Заемщика;
- по месту нахождения предприятия - работодателя Заемщика, клиента Банка, по ходатайству этого предприятия и при условии предоставления им Поручительства в обеспечении исполнения обязательств Заемщика по Кредитному договору.
Предоставление кредита не по месту регистрации Заемщиком осуществляется после получения от Банка по месту регистрации Заемщика информации о наличии (либо отсутствии) задолженности по кредитам, кредитной истории с последующим его уведомлением о факте выдаче кредита. [39, с. 6]
Кредитование Заемщика производится на основе:
- Кредитного договора, предусматривающего единовременную выдачу кредита;
- Договора об открытии невозобновляемой линии с установлением максимальной суммы кредита, которую может получить Заемщик в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий. Выдача кредита производится в пределах максимальной суммы кредита (лимита выдачи), при этом погашенная часть кредита не увеличивает свободный лимит выдачи.
Кредиты предоставляются в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Максимальный размер кредита для каждого Заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности и предоставленного обеспечения возврата кредита, а также с учетом его благонадежности.
Банк осуществляет выдачу кредитов населению в пределах имеющихся у него кредитных ресурсов. Механизм кредитования и организация кредитной работы в банке определяется каждым банком самостоятельно на основе действующих рекомендаций Центрального банка. Специфика организации кредитования каждого конкретного банка отражается в самостоятельно разрабатываемом и утверждаемом руководством банка Положении о кредитовании, которое определяет внутренние правила организации кредитной работы в банке и основные этапы, механизм и критерии работы с клиентами. Во-первых очень важным является вопрос о наиболее характерных целях получения кредитов. [45]
Схема кредитования включает следующие основные этапы:
1. Рассмотрение заявки на кредит;
2. Изучение кредитоспособности заемщика;
3. Оформление кредитного договора;
4. Выдача кредита;
5. Контроль за исполнением кредитной сделки. [45]
При обращении клиента в Банк за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения (кредитный инспектор) разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, знакомит с перечнем документов, которые будут необходимы для получения кредита. Рассмотрение заявки заемщика, поступившей в банк, всегда начинается с рассмотрения документов. В них содержатся основные сведения о заемщике и испрашиваемом кредите: размер, вид, цель, срок, возможное обеспечение. В то же время для заемщиков, имеющих постоянные кредитные отношения с банком, перечень предоставляемых для кредитования документов может быть банком сокращен. [39, с. 7]
Развитие сферы потребительского кредитования повлекло за собой возникновение ряда специфических проблем, значительно опередив разработку и принятие необходимой законодательной базы. В Информационном письме от 13 сентября 2011 года № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров» президиум ВАС считает незаконными комиссии за досрочный возврат кредита, за рассмотрение кредитной заявки, за выдачу и погашение кредита наличными в отделении банка, возможность банка в одностороннем порядке менять ставку кредита, право кредитора предъявить требование о досрочном исполнении обязательства по кредиту в случае ухудшения финансового положения заемщика, а также условие о том, что все споры между банком и заемщиком рассматриваются в суде по месту нахождения банка.
В октябре 2011г. Госдума внесла изменения в статьи 809 и 810 ГК РФ, разрешив досрочный возврат потребительского кредита с уведомлением кредитора за 30 дней, указав, что комиссия за досрочный возврат кредита нарушает права потребителя. [2]
Информация о работе Потребительский кредит на примере ОАО "СКБ-банк"