Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Сущность и основные типы современной конкуренции…………………………..7
1.1 Сущность конкуренции и её значение…………………………………………..7
1.2 Типы конкуренции………………………………………………………………..9
2. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта………………………….......12
2.1 Современные подходы к оценке состояния конкуренции на рынке………..12
2.2 Методы оценки конкуренции…………………………………………………..16
3. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ……..19
3.1 Основные черты современного состояния конкуренции в РБ……………….19
3.2 Антимонопольная политика РБ………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………
Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими
нормальной прибыли в долговременном периоде;
5) тип продукта дифференцированный.
Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.
В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Существует и другая модель
монополистической
Последнее в значительной
Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке
товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара [7].
Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги др.), местоположение и т.д .
Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки, характерные черты:
1) наличие нескольких фирм;
2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
5) очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
1) чистую;
2) дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).
Отличительная черта олигополии − большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как
монопольное. Поведение участников олигополького рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен.
Поскольку
реакция конкурирующих субъектов
рынка на поведение друг друга
может быть различной, универсальной,
динамически устойчивой модели
олигопольного рынка не существует, что
ведет к неоднозначности его основных
характеристик: продукция
этого рынка может
быть однородной (стандартизованной)
и относительно дифференцированной, возможность
входа на рынок может варьироваться
от почти свободной до жестко ограниченной
[7].
2.2 Методы оценки конкуренции
Индекс концентрации
Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Например,
для трех крупнейших фирм
где ki − доля i-й фирмы в отрасли в %.
Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% − равное распределение или 35, 10, 10 и 5% − явное доминирование ведущей фирмы.
Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.
Тем
не менее данный показатель приемлем
в качестве грубого индикатора, характеризующего
наличие в отрасли небольшого
числа доминирующих фирм, что отличает
олигополию от совершенной и монополистической
конкуренции, или в качестве дополнительного
показателя, применяющегося совместно
с другими показателями концентрации.
Индекс Линда
Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:
Если k1 = 50%, k2 = 25%, то IL= 200%.
Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:
Для четырех фирм:
(2.4)
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
В США с 1982 г. официальная статистика полностью отказалась от индекса концентрации. При проведении антимонопольной политики стали использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
Его можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.
Показатель
рассчитывается как сумма квадратов
рыночных долей (в процентах) всех субъектов
рынка в общем его объеме:
где ki − доля i-й фирмы в отрасли в %;
n - количество фирм в отрасли, часто берут n = 50.
Максимальное
значение соответствует ситуации, когда
рынок полностью
В этом случае очевидно: ННI = 100% 2=10 000.
Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
Данный индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Если HHI < 1000, рынок считается неконцентрированным, и слияния беспрепятственно допускаются. Если 1000 < HHI < 1800 − рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния фирмам. Если же HHI > 1800 − рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если более 100 − слияние запрещается.
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.
При CR3<45%, HHI<1000 − концентрация считается нормальной, при 45%<CR3<70%, 1000 < ННI< 2000 − средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при CR3>70%, HHI>2000.
Индекс
Херфиндаля-Хиршмана как показатель
уровня концентрации связан с показателем
монопольной власти Лернера, и данное
свойство широко используется в экономических
исследованиях. В курсе микроэкономики
индекс, характеризующий монопольную
власть, определяется как величина, на
которую цена превышает предельные затраты:
Информация о работе Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ