Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Сущность и основные типы современной конкуренции…………………………..7
1.1 Сущность конкуренции и её значение…………………………………………..7
1.2 Типы конкуренции………………………………………………………………..9
2. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта………………………….......12
2.1 Современные подходы к оценке состояния конкуренции на рынке………..12
2.2 Методы оценки конкуренции…………………………………………………..16
3. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ……..19
3.1 Основные черты современного состояния конкуренции в РБ……………….19
3.2 Антимонопольная политика РБ………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………
где eD - эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.
Таким
образом для характеристики уровня
конкуренции на том или ином конкретном
рынке используются следующие показатели:
количество производителей и потребителей
на рынке, тип производимой продукции,
способность отдельного производителя
и потребителя влиять на рыночные
цены, барьеры на пути вступления в отрасль,
отсутствие или наличие неценовых форм
конкурентной борьбы[8].
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ РБ
3.1
Основные черты современного состояния
конкуренции в РБ
В последнее время в республике не стихают разговоры о низком уровне конкурентоспособности. По словам специалиста, конкуренция, или соперничество различных субъектов, является главным условием производства и сбыта товаров. В рыночной экономике организации стремятся доказать свою конкурентоспособность в глазах потребителя продукции. Из этого вытекают два важнейших условия существования конкуренции:
1) потребитель должен иметь право выбора товаров;
2) он не должен иметь никаких предварительных обязательств ни перед одним из субъектов.
Конкуренция - это явление, не отвечающее однозначно на вопрос, хорошее оно или плохое. Как бы кто и что ни говорил, здесь есть и первое, и второе.
Есть тысячи частных и государственных предприятий, которые активно борются за удовлетворение потребностей потребителей. Прежде всего это розничная торговля, сфера услуг, есть она и среди производителей товаров повседневного спроса.
Относительно равные условия имеются в направлении сбыта продукции. Такая конкуренция в первую очередь способствует ускоренному развитию предприятий, создающих новые товары, достигших более низких издержек, грамотной маркетинговой политике и уход из экономической игры структур, непродуктивно использующих имеющиеся ресурсы [9].
В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Сегодня
на первый план в рыночной борьбе
выступает уже не столько ценовая
конкуренция, сколько конкуренция новых
товаров и услуг, что весьма
актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности
Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации.
Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов,
товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных усилий участников рынка [10]. Становлению полноценной конкуренции в республике препятствуют:
1) кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;
2) искусственные
административные барьеры для
новых хозяйствующих субъектов,
устанавливаемые республиканскими
и местными органами
исполнительной власти. Административными
барьерами, препятствующими входу
на рынок, являются условия регистрации
и выдачи лицензий, предоставления
помещений и земельных участков, ввоза
и вывоза продукции, дискриминационное
применение нормативных актов в отношении
негосударственных предприятий
и т.д. (Чиновники допускают
массовые злоупотребления
при регистрации предприятий,
запреты на виды коммерческой
деятельности, необоснованные отказы
на сертификацию товара, ценовую
дискриминацию негосударственных
предприятий, контрольно-проверочный
прессинг и т.п.);
3) несовершенство
и недостаток статистической
информации, инфраструктуры поддержки
предпринимательства;
4) несовершенство законодательств, касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них);
5) формальный характер акционирования белорусских предприятий, отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг;
6) создание концернов и холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении); 7) отсутствие в госбюджете средств для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, относятся:
1) налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства;
2) длительные сроки окупаемости капиталовложений;
3) неплатежи;
4) политика существующих на рынке структур;
5)неразвитость рыночной инфраструктуры;
6)ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные барьеры [11].
3.2 Антимонопольная политика РБ
В настоящее время основной целью в экономике страны по развитию конкуренции является проведение эффективной антимонопольной политики.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов.
Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Информация о работе Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ