Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Сущность и основные типы современной конкуренции…………………………..7
1.1 Сущность конкуренции и её значение…………………………………………..7
1.2 Типы конкуренции………………………………………………………………..9
2. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта………………………….......12
2.1 Современные подходы к оценке состояния конкуренции на рынке………..12
2.2 Методы оценки конкуренции…………………………………………………..16
3. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ……..19
3.1 Основные черты современного состояния конкуренции в РБ……………….19
3.2 Антимонопольная политика РБ………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и основные типы современной конкуренции…………………………..7
1.1 Сущность
конкуренции и её значение……………
1.2 Типы
конкуренции…………………………………………………
2. Оценка состояния
конкуренции на рынке продукта…
2.1 Современные подходы к оценке состояния конкуренции на рынке………..12
2.2 Методы
оценки конкуренции………………………………
3. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ……..19
3.1 Основные черты современного состояния конкуренции в РБ……………….19
3.2 Антимонопольная политика РБ………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………………
Введение
1.1 Сущность и классификация издержек
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Современная экономическая теория исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
Классификация издержек. Прежде всего, выделяются внешние и внутренние издержки. Внешние - фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания, данного изделия. Внутренние - владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую (экономическую) прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.
Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и не зависимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся плата по облигационным
займам,
рентные платежи, часть отчислений
на амортизацию зданий и
сооружений,
страховые взносы, часть которых
обязательна, а также заработная плата
высшему управленческому персоналу и
специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.
Переменные издержки непосредственно
зависят от количества производимой продукции.
Они состоят из затрат на сырье, материалы,
энергию, заработная плата работникам,
транспорт. Сумма постоянных и переменных
издержек составляет валовые издержки.
Для управления производством важно знать
величину издержек в расчете на единицу
продукции. В связи с этим рассчитываются
средние издержки как частное от деления
величины издержек на количество единиц
продукции, произведенной фирмой. Таким
же образом рассчитываются средние постоянные
и переменные издержки. Так как целью функционирования
фирмы является максимизация прибыли,
то предметом расчетов выступает объем
производства, что, в свою очередь, вызывает
необходимость использования категории
предельных издержек. Предельные издержки
- это издержки на производство каждой
дополнительной единицы продукции относительно
фактического или расчетного объема производства.
Любая
фирма стремится получить максимум
прибыли при минимальных
К постоянным затратам относятся: амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит и т.д. Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объёма продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.
К
переменным затратам относятся: затраты
на сырьё, материалы, топливо, оплату производственным
рабочим и т.д. Переменные затраты изменяются
пропорционально изменению объёма производства
продукции.
Рисунок 1.1 Кривые постоянных, переменных и общих издержек
Постоянные издержки фирмы имеют место даже в том случае, если фирма ничего не производит.
Переменные издержки изменяются вместе с ростом (уменьшением) объёмов производства. Если продукция не выпускается, они равны нулю. Сначала с ростом производства переменные издержки растут быстро, но при дальнейшем расширении производства начинается сказываться фактор экономии на массовом производстве и рост издержек становится уже более медленным, чем расширение производства. Когда начинает действовать закон убывающей отдачи, текущие переменные издержки обгоняют рост производства.
Общие издержки фирмы равны сумме постоянных и переменных издержек. Кривая общих издержек представляет собой сумму кривых постоянных и переменных издержек.
Перед
любой фирмой всегда стоит задача
– какой объём продукции
Предельные издержки MC (marginal costs) определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объёма выпуска продукции на одну единицу:
Ввиду
того, что постоянные затраты остаются
постоянными при изменении
Предельные
издержки – это дополнительные издержки,
связанные с производством
Дополнительные издержки при переходе от производства одного товара к производству двух и т.д. товаров представляются ступенчатой линией. Если продукция обладает свойством неограниченной делимости, то ступенчатая линия превращается в плавную кривую линию предельных издержек. Кривая предельных издержек является восходящей. Это означает, что общие издержки возрастают всё увеличивающимися темпами. Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек потому, что постоянные издержки существуют независимо от того, производится или не производится дополнительная единица продукции.
Кривая предельных издержек в условиях чистой конкуренции выполняет двойную функцию: является одновременно кривой предельных издержек фирмы и кривой её предложения.
Средние, или удельные затраты, - AS (average costs) определяют, во что обходится в среднем единица продукции.
При принятии того или иного решения необходимо учитывать фактор времени. С этой целью условно выделяют «короткий» и «длительный» периоды времени и рассматривают, как изменяются в их пределах затраты. Причём понятия короткий или длительный периоды не означают, что, например, 2-4 месяца – это короткий период, а год-два – длительный. Это понятия относительные, они определяются характером производства и возможностями фирмы.
Короткий период – время, в течение которого фирма изменяет объём производства лишь за счёт переменных затрат, а постоянные затраты не изменяются. Возможно изменение лишь степени их загрузки (количество станков, механизмов остаётся неизменным).
Пример. Фирма выплачивает арендную плату за использование зданий и оборудования в размере 150 млн.руб. в месяц. Независимо от того, какой объём продукции будет произведён в этот период (более того, даже если вообще не будет произведена продукция), арендная плата одинакова и является элементом постоянных затрат.
Чтобы определить совокупные издержки в краткосрочном периоде, необходимо суммировать постоянные и переменные издержки для каждого объёма выпуска продукции.
Длительный период – это время, в течение которого фирма настолько изменяет объём производства, что при этом все факторы становятся переменными.
Каждая фирма стремится достичь состояния равновесия, которое определяется условиями получения максимальной прибыли (при минимизации затрат).
Фирмы, стремящиеся осуществлять производство с минимальными издержками, должны использовать переменные ресурсы в таких количествах, при которых отношение предельной нормы технологического замещения одного ресурса на другой равно отношению цен этих ресурсов.
Увеличивающийся
эффект роста масштаба производства
характеризуется тем, что объём
выпуска увеличивается в
Долгосрочные средние издержки остаются постоянными, если имеет место «постоянный эффект роста масштаба производства».
Постоянный эффект роста масштаба производства характеризуется тем, что объём выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов.
Убывающий
эффект роста масштаба производства
вызывает увеличение средних долгосрочных
издержек: этот эффект характеризуется
тем, что объём выпускаемой
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего
дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Информация о работе Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ