Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Сущность и основные типы современной конкуренции…………………………..7
1.1 Сущность конкуренции и её значение…………………………………………..7
1.2 Типы конкуренции………………………………………………………………..9
2. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта………………………….......12
2.1 Современные подходы к оценке состояния конкуренции на рынке………..12
2.2 Методы оценки конкуренции…………………………………………………..16
3. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ……..19
3.1 Основные черты современного состояния конкуренции в РБ……………….19
3.2 Антимонопольная политика РБ………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1) свободную;
2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится на:
1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.) [5].
Марксизм о конкуренции.
Имея
в виду капиталистическую конкуренцию,
Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения рыночная цена устанавливается выше стоимости , а если предложение больше спроса ,то рыночная цена ниже стоимости. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, т.к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели [3].
Различают следующие формы внутренней конкуренции :
1) предметная – это конкуренция между фирмами , производящую одинаковую продукцию, но эта продукция отличается ценой и качеством;
2) видовая – это конкуренция между фирмами, которые производят разные типы продукции, удовлетворяющие одну и ту же потребность человека. Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями,
занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы.
Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам
на ценовую
и неценовую.Ценовая
сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая
дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по
разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1) продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
2) продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3) первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг
(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с
одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного
рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством
совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации»
сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным
направлениям:
1) совершенствование
технических характеристик
2) улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.
Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции
получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска
новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих
предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой
модели. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более
4 тыс.
видов консервированной
Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы
и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название
конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его
эксплуатации
[6].
2.1 Современные подходы к оценке состояния
конкуренции на рынке
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. В западной литературе большое внимание уделяется формам конкуренции. В частности, различают следующие основные формы конкуренции: совершенная, несовершенная.
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время.
Для нее характерны следующие черты:
1) наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;
2)абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3)абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4)абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
5)абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
6)наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7)стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
8)отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка [3].
Несовершенная
конкуренция в отличие от
свободной, совершенной
конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге «Экономикс».
Первая модель несовершенной конкуренции — монополия. Ей присущи следующие черты:
1) единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
2) нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
3) диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
4) заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.
По происхождению выделяют два основных вида монополий:
1) естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);
2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию.
Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что:
1) она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах;
2) более доступна реклама;
3) монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.
Природе
монополий присуще стремление использовать
свою рыночную власть в ущерб потребителям
и потенциальным конкурентам.
Следовательно, только уменьшая число
рынков с монопольной структурой и сокращая
число предприятий с монопольным положением,
можно ослабить до разумных пределов их
негативные воздействия на рынки. В случае
обратной ситуации, когда не
продавец, а покупатель занимает
монопольное положение и ему
противостоит множество продавцов,
имеет место монопсония, но и тогда основные
характеристики рынка повторяют черты
монопольного типа [7].
Информация о работе Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ