Основные направления налоговой политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является изучение основных перспектив развития налоговой политики России, и ее влияние на экономическое развитие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….…...……………………………………………………..………………...3
1. Основные направления налоговой политики в рыночной экономике………….5
1.1 Сущность и значение налоговой политики …………….……..……….............…5
1.2 Критерии эффективности налоговой политики ………………………………..12
2. Основные направления налоговой политики РФ ……………………………..15
2.1 Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде…15
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на
2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ………………………...…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………45Список используемой литературы……………………………………...…………46

Файлы: 1 файл

Макроэкономика КР.docx

— 89.39 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ….…...……………………………………………………..………………...3

1. Основные направления налоговой политики в рыночной экономике………….5

1.1 Сущность и значение налоговой политики …………….……..……….............…5

1.2 Критерии эффективности налоговой политики ………………………………..12

2. Основные направления налоговой политики РФ ……………………………..15

2.1 Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде…15

2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на

2012 год и на плановый  период  2013 и 2014 годов ………………………...…41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………45Список используемой литературы……………………………………...…………46

Приложение 1………………………………………………………………………47 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обуславливается  важностью и необходимостью совершенствования  налоговой политики, обеспечения  достижений приоритетных направлений  налоговой политики, которые бы отвечали современным условиям развития экономики. 

Государство воздействует на рыночную экономику при помощи множества экономических рычагов, важное место среди которых, занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в  этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является изучение основных перспектив развития налоговой политики России, и ее влияние на экономическое развитие.

 

 

 

1. Основные направления налоговой политики в рыночной экономике

 

    1. Сущность и значение налоговой политики

 

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  национального дохода в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

 

Задачи налоговой политики сводятся к:

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом,
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 

Всю совокупность задач налоговой  политики можно условно разделить  на три основные группы:

  • фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
  • экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
  • контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

 

Одна из основных задач  государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством  достижения оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

 

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень  налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся  максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно  возникновение ситуации, когда повышение  уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты  различных уровней.

Второй тип – низкое налоговое бремя, когда государство  максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая  политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем  в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том  числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

 

При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

 

Стратегия и тактика налоговой  политики.

 

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного  богатства. Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых  законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это  налоговая стратегия, а на текущий  момент – налоговая тактика. Тактика  и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи.

 

Задачи:

  • экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • фискальные – повышение доходов государства;
  • международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

 

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и  общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном тоге – к экономическому кризису.

 

Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

 

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый  через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый  механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое  действие, не базирующееся на объективной  основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные  процессы, что неминуемо ведет  к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые  отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм – это  область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так  же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала:

планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, поскольку налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования  – создание общего налогового климата  для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и  обеспечение преференциальных налоговых  условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений  движения капитала.

Налоговая политика и налоговый  механизм определяют роль налогов в  обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций  роль налогов более подвижна и  многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

Информация о работе Основные направления налоговой политики в рыночной экономике