Основные направления налоговой политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является изучение основных перспектив развития налоговой политики России, и ее влияние на экономическое развитие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….…...……………………………………………………..………………...3
1. Основные направления налоговой политики в рыночной экономике………….5
1.1 Сущность и значение налоговой политики …………….……..……….............…5
1.2 Критерии эффективности налоговой политики ………………………………..12
2. Основные направления налоговой политики РФ ……………………………..15
2.1 Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде…15
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на
2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ………………………...…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………45Список используемой литературы……………………………………...…………46

Файлы: 1 файл

Макроэкономика КР.docx

— 89.39 Кб (Скачать)

Уточнено понятие "налогового агента" для целей статьи 214.1, а  также статей 214.3 и 214.4 Кодекса, устанавливающих  особенности определения налоговой  базы по операциям РЕПО и операциям  займа ценными бумагами, скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым агентом.

Для реализации государственной  политики трудоустройства безработных  граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  в соответствии с программами, утверждаемыми  соответствующими органами государственной  власти, а также стимулирования создания такими гражданами, открывшими собственное  дело, дополнительных рабочих мест был предусмотрен особый порядок  учета для целей определения  налоговой базы по налогу на доходы физических лиц соответствующих выплат.

Изменены правила обращения  налогового органа в суд с заявлением о взыскании с физического лица задолженности по налогам, сумма которой не превышает 1500 рублей.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую Налогового кодекса  Российской Федерации" призван сократить  случаи обращения в суд налогового органа за взысканием незначительных сумм. 

Только в случае, если в течение трех лет со дня истечения  срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и  штрафов, направленного физическому  лицу, общая сумма задолженности  не превысила 1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд  с заявлением о взыскании задолженности  в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Новые правила распространяются на требования об уплате налога, сборов, пеней и штрафов, направленных налогоплательщикам после 2 января 2011 года.

В законодательстве о налогах  и сборах закреплены условия для  установления единого срока уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты данных налогов за 2011 год может  быть определен как 1 ноября 2012 года. 

Установление единого  срока уплаты, отмена авансовых платежей, наряду с предоставленными Кодексом дополнительными возможностями  по улучшению информационного взаимодействия налоговых и регистрирующих органов, значительно сокращают количество ошибок в начислении платежей, снижают  случаи перерасчетов. В конечном итоге  создаются комфортные условия для  исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов. 

 

12. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен 

В октябре 2010 года подписан протокол к российско-кипрскому  соглашению об избежании двойного налогообложения.

Новые положения, вводимые в  соглашение протоколом, позволят российским налоговым органам повысить эффективность  обмена информацией с кипрскими  налоговыми органами, в том числе  сведениями о реальных получателях  доходов в виде дивидендов, процентов  и роялти от источников в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать использованию соглашения в неблаговидных целях налоговыми резидентами России, Кипра и третьих стран. Кроме того, Российская Федерация получает право налогообложения некоторых дополнительных видов доходов, ранее не подлежавших налогообложению в России, в частности - по паям инвестиционных фондов, включая фонды недвижимости, а также доходов от отчуждения акций компаний, капитал которых более чем на 50% представлен недвижимым имуществом.

В настоящее время протокол готовится к ратификации.

Также подписано российско-латвийское соглашение об избежании двойного налогообложения, положения которого позволят устранить двойное налогообложение доходов российских организаций и физических лиц от источников в Латвии, а также наладить эффективный информационный обмен с налоговыми органами Латвии и противодействовать злоупотреблениям в налоговой области. 

Завершены аналогичные переговоры с Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а также Китайской Народной Республикой, продолжаются соответствующие переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.

В Правительство Российской Федерации направлен проект распоряжения о подписании соглашения с Объединенными  Арабскими Эмиратами о налогообложении  доходов от инвестиций государственных учреждений. Готовятся проекты распоряжений о подписании протокола к действующему соглашению об избежании двойного налогообложения с Арменией и нового соглашения с Бельгией, завершается подготовка законопроектов о ратификации соглашений с Аргентиной и Чили. 

 

13. Налоговая нагрузка  в российской экономике 

При обсуждении налоговой  политики важным является вопрос о  действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также  о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.

В ходе анализа налоговой  нагрузки в экономике необходимо иметь в виду по меньшей мере два обстоятельства, оказывающие влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые  доходы которых в большой степени  зависят от внешнеторговой ценовой  конъюнктуры, принято разделять  налоговые доходы, обусловленные  исключительно колебаниями такой  конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к  внешнеторговой конъюнктуре. В этой связи принято разделять конъюнктурную  и структурную составляющие налоговой нагрузки.

При этом структурная составляющая налоговых доходов обусловлена  природой и структурой экономического роста в стране, а также фундаментальными факторами налоговых доходов - такими, как изменения налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная  компонента налоговой нагрузки - это  тот уровень нагрузки, который  складывается при среднемноголетней  внешнеэкономической конъюнктуре.

В свою очередь, конъюнктурная  компонента налоговых доходов обусловлена  лишь колебаниями конъюнктуры мировых  рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары.

Поскольку колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, планирование бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной  составляющей налоговых доходов. Одновременно с этим налоговые доходы, имеющие  конъюнктурный характер, могут сберегаться  с целью сглаживания негативных последствий внешних шоков в  периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания  налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут  являться характеристикой изменений  в налоговой системе, оказывающих  влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.

Иными словами, высокий уровень  налоговых доходов бюджетов в  периоды благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры сам по себе не является характеристикой высокой налоговой  нагрузки, а снижение доходов в  период неблагоприятной конъюнктуры  не свидетельствует о низком уровне налогов в стране. Однако как налоговая  система, так и система бюджетного планирования в этих условиях должны быть сконструированы таким образом, чтобы сберегать "избыточные" доходы в благоприятные периоды  с целью финансирования бюджетного дефицита в неблагоприятные периоды. 

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной  системы и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой  нагрузки, на основании сравнения  которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.

Оптимальным способом сопоставления  налоговой нагрузки в различных  экономиках, по нашему мнению, является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой  системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике  в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе  и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая  система оказывает влияние на цену капитала для инвестора.

При этом анализ влияния  уровня налогообложения предприятий  на инвестиции и особенно международные  сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем  налогообложения. Корпоративные налоговые  режимы весьма сложны и значительно  отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных  видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.

В результате, после учета  всех вышеперечисленных факторов может  оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений  при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке  или добавленной стоимости может  оказаться существенно ниже, чем  у налогоплательщика со значительно  более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости  капитала, а не от абсолютной суммы  уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

С учетом приведенных обстоятельств  рассмотрение уровня и динамики налоговых  доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой  системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные  волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки  налоговой системы и различных  подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

В Таблице 1 (Приложение 1) приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер) на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.

 

 

2.2 Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов

 

Основные направления  налоговой политики РФ на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее  — Основные направления налоговой  политики) подготовлены в рамках составления  проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период:

 

• позволяют определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать экономической стабильности и определенности на территории нашей страны;

• являются основанием для  внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые  разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, что способствует прогнозируемости налоговой политики государства.

Основными целями налоговой  политики продолжают оставаться поддержка  инновационной деятельности, в том  числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

 

Внесение изменений в  законодательство о налогах и  сборах планируется по следующим направлениям:

 

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала. В данном направлении планируется:

• снижение тарифов страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 — 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов;

• совершенствование амортизационной  политики. В этой связи предполагается уточнить классификацию основных средств  с учетом разработки и введения новых  версий ОКОФ и ОКПД;

• совершенствование мер  налоговой поддержки лиц, имеющих  детей.

 

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот:

• оптимизация налоговых  льгот. Так будет проведена работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ;

• анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов.

 

3. В части налогообложения  акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.

 

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями. В связи с созданием в РФ Международного финансового центра целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

Информация о работе Основные направления налоговой политики в рыночной экономике