Основные направления государственного регулирования внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение внешних экономических связей и предложения путей по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО «Магнит».
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
Изучение сущности, классификации и основных принципов государственного регулирования ВЭС;
Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Магнит»;
Предложение путей повышения эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО «Магнит»

Оглавление

Введение
Сущность, классификация и основные принципы регулирования внешнеэкономических связей
1.1 Сущность ВЭС
1.2 Классификация ВЭС
1.3 Основные принципы государственного регулирования ВЭС
2. Анализ финансово-экономической деятельности на примере ОАО «Магнит».
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Магнит».
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Магнит»
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «Магнит».
3.Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на примере ОАО «Магнит»
3.1 Пути повышения внешнеэкономической деятельности.
3.2 Пути повышения ВЭД на примере ОАО «Магнит»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

весь курсовик.docx

— 214.92 Кб (Скачать)

Во-первых, внешний рынок  открывает менее развитым странам  широкие возможности для включения  их в международную специализацию  и кооперирование, что позволяет  обеспечить рост производительности труда  и качества продукции.

Во-вторых, международное  сотрудничество способствует ускорению  НТП благодаря использованию  передового зарубежного опыта, закупке  новых машин, лицензий, оборудования.

В-третьих, мировой рынок  позволяет повысить материальное благосостояние народа путем совершенствования  собственного производства и увеличения на этой основе производства материальных благ, а также путем закупок  продовольствия и, товаров народного  потребления, производство которых  в стране неэффективно или отсутствует.[10]

Стратегический курс развития внешнеэкономической деятельности должен быть нацелен на повышение  их роли в решении социально-экономических  задач, на эффективное содействие осуществлению  структурной перестройки экономики  и повышению конкурентоспособности  производимой продукции на мировых  рынках, на изменения характера участия  России в мирохозяйственных связях. При этом нужно учитывать, что  в ХХI век с характерными для него процессами глобализации и бурным научно-техническим прогрессом наша страна вступила с тяжелым грузом экономических и социальных проблем и до сих пор обременена ими.

Определяя пути совершенствования  государственного регулирования такого направления внешнеэкономической  деятельности как внешняя торговля, нельзя не отметить стратегическое направление  развития роли в ней государства.

17 ноября 2008 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), в которой определены основные целевые индикаторы внешнеэкономической деятельности. Профилирующим направлением социально-экономического развития России в годы стратегической перспективы должен стать переход от топливно-сырьевой модели на путь инновационного роста. Содействию решению этой задачи должны быть подчинены и внешнеэкономические связи страны.

Положительным моментом является определение масштабных ориентиров, на которые должна выйти экономика  страны к 2020 г. В том числе, доля предприятий, которая осуществляет технологические инновации должна вырасти до 45 %, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25 %, а внутренние затраты на исследования и разработки должны дойти до 3 % ВВП, прежде всего за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку. И совершенно очевидно, что достижение этих целей невозможно при сохранении существующего уровня эффективности государственного регулирования экономики, в том числе промышленно-инновационного развития.

Упор должен быть сделан на сферы, в которых Россия имеет  определенные возможности для конкуренции  на мировом рынке. К таким отраслям можно отнести образование, культуру, ВПК, фундаментально-конструкторские  разработки.[15]

Создание условий для  экономически оправданных и обоснованных действий по привлечению иностранных инвестиций требует предварительного принятия срочных мер по повышению потребительского спроса и по оздоровлению финансово-кредитной сферы в России: решительного санирования банковской системы, резкого снижения банковских процентных ставок, ликвидации спекулятивной части рынков межбанковского кредита и ценных бумаг.

Одним из факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в  экономику России, является отток  за рубеж российских капиталов под  предлогом того, что они якобы  не находят в стране прибыльного  приложения. В этих условиях постоянные обращения к иностранным инвесторам с призывом вкладывать свои капиталы в российскую экономику выглядят, по меньшей мере, странно. В первую очередь, в стране должны быть созданы  условия, которые бы содействовали  прекращению бегства за рубеж  отечественных капиталов и использованию  их в целях подъема и модернизации российской экономики.

В то же время целесообразно  активизировать работу по более полному  использованию возможностей, которые  открывает производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество с фирмами зарубежных стран. Это  сотрудничество способно помочь решить задачи наращивания экспортного  потенциала и импортозамещения в более сжатые сроки, обеспечить экономию финансовых средств. Такую работу целесообразно развернуть со всеми группами стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Принципиальной торгово-политической линией должно быть сохранение курса  на открытость российской экономики. Процессы либерализации и глобализации мирохозяйственных  связей ведут при правильном подходе  к повышению эффективности национального  производства, росту благосостояния населения.

Необходимо улучшение  инвестиционного климата, который  преследует не только свою непосредственную цель социально - экономического развития, но также препятствует оттоку капитала из страны, делая внутренние капиталовложения надежными и выгодными.[7]

Вместе с тем для  масштабного привлечения иностранных  инвестиций необходимы следующие мероприятия:

  1. увеличение семилетнего срока, в течение которого инвестору гарантируется неизменность условий его работы. Данный срок необходимо увеличить, так как семилетний срок отсекает капиталоемкие долгосрочные проекты, для осуществления которых более всего требуется иностранный капитал.
  2. Страхование иностранных инвесторов (в настоящее время инвестор осуществляет страхование самостоятельно).
  3. Необходимо дополнительно проработать и изменить законы "О соглашениях о разделе продукции" и "О концессионных договорах". Эти шаги позволят более эффективно и взаимовыгодно использовать недра, т.к. в настоящее время грамотного недропользователя практически нет.
  4. Следует прилагать усилия по привлечению инвестиций в те отрасли, которые наиболее выгодны государству и инвестору в настоящий момент, путем дифференциации налоговых льгот и других условий в зависимости от отрасли и региона.
  5. Увеличение информированности потенциальных инвесторов об обстановке в стране и конкретных проектах. Необходимо совершать шаги во встречном направлении, т.е. не ждать, пока инвестор придет сам, а самостоятельно проводить настойчивую "инвестиционную рекламу", напрямую связываться с крупными инвестиционными фондами и компаниями и т.д.
  6. Необходима государственная поддержка инвестиционных посредников, деятельность которых является связующим звеном между инвестором и конкретным проектом. В этом случае инвестору оказывается профессиональная помощь и поддержка в чужой для него стране, что облегчает ему работу в незнакомой обстановке. Помимо лицензирования, деятельность посредников должна строго контролироваться и одновременно поддерживаться государством.
  7. Необходимо снижение криминального, социального, экологических рисков. Усилениеборьбы с коррупцией, усиленнаязащитаправинвестора.
  8. Усовершенствование и модернизация инфраструктуры, в том числе, за счет иностранных средств в некоторых областях. Укрепление банковской системы, установление корреспондентских отношений российских и зарубежных банков, расширение спектра предлагаемых юридическим лицам услуг.
  9. Изменение структуры иностранных инвестиций в сторону глубокой лесопереработки, алюминиевой промышленности, легкой и пищевой промышленности, увеличения экспорта готовой продукции путем дифференциации налоговых и других льгот, поощрение привлечения новых технологий.
  10. Создание и государственная поддержка крупных паевых инвестиционных фондов (ПИФ) внутри страны, аккумулирующих дополнительные средства и направляющие их на развитие производства (прямые инвестиции); последующее вытеснение российскими фондами иностранных инвесторов.[6]

Необходим комплекс мероприятий  для оптимизации товарной структуры  экспорта и импорта. Одной из важных в стратегической перспективе задач  должна быть диверсификация структуры  экспорта и импорта. Ее необходимо решать в двух плоскостях: во-первых, по линии увеличения в российском экспорте доли готовых изделий и услуг и, во-вторых, путем активного проведения мероприятий по импортозамещению, особенно на тех направлениях, которые связаны с обеспечением экономической и национальной безопасности страны, путем уменьшения импортных квот и введения повышенных таможенных пошлин на те товары, которые могут быть заменены на российском рынке отечественными.

Что касается импортной стратегии, то совершенно очевидно, что импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. А для того, чтобы импорт способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура должна быть оптимальной.

Под оптимальной структурой импорта для России следует понимать такую, где полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и  другие товары, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации. Большое значение имело бы также  замещение ввоза готовых изделий  импортом технологий и комплектующих  для организации их производства в России.

При определении роли государства  в регулировании импорта следует  иметь в виду, что импорт, прежде всего, удовлетворяет спрос населения  и в некоторых отраслях компенсирует недостаток отечественной продукции. За период либерализации импорта  отечественный потребительский  рынок стал практически монополизирован  иностранными производителями, ситуация начала меняться лишь после значительной девальвации рубля, что снизило  конкурентоспособность иностранных  товаров по цене. В такой ситуации необходимо усилить государственное  влияние на импорт с целью поддержки  отечественных производителей, в  то же время не лишая их конкуренции  со стороны иностранных товаров.

При этом в целях обеспечения  защиты от импортной интервенции  следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а  именно, необходимы: государственная  поддержка промышленных предприятий  в виде налоговых льгот и льготных кредитов; регулирование цен на продукцию  естественных монополий; государственная  поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в  области фундаментальных исследований; жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД; реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.

Таким образом, импортные  товары, хотя и иногда превосходящие  российские по качеству, будут дороже отечественных, что создаст спрос  на российскую продукцию и даст возможность  предприятиям за счет вырученных средств  осуществлять совершенствование продукции  и улучшение ее качества; защита сельского хозяйства путем ограничения, в том числе, с помощью лицензирования и стандартизации, ввоза импортных  продуктов питания, которые Россия способна производить сама. Благодаря этому на рынке образуется ниша для отечественных производителей сельхозпродукции.

Для ускорения подобных сдвигов  государство должно активнее участвовать  в создании условий расширения ввоза  названных товаров (благоприятный  инвестиционный климат, востребованность новых технологий, налоговые льготы).

Важное направление политики оптимизации импорта России - сокращение чрезмерной зависимости от ввоза  отдельных товаров с помощью  импортозамещения (увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных).

В области импорта стратегия  должна, очевидно, предусматривать  наряду с проведением активной политики импортозамещения, использование возможностей импорта для модернизации национального производства и повышения благосостояния населения.

Другая задача состоит  в постепенном и последовательном сокращении ввоза в страну товаров, спрос на которые целесообразно  удовлетворять за счет собственного производства. Особое внимание необходимо уделить сокращению, а в ряде случаев  и полному прекращению импорта  тех видов продукции, который вызывает наибольшую уязвимость страны в плане обеспечения экономической и продовольственной безопасности.

Таким образом, вышеперечисленные  меры находятся в рамках умеренного протекционизма и базируются на возможности  незначительного ущемления интересов  потребителей импортных товаров  в целях укрепления экономической  безопасности и развития производства внутри страны.

В области экспорта имеются  возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта (легковые и грузовые автомобили, оборудование для геологоразведки, энергетическое и дорожное оборудование). С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, то есть неотъемлемой частью экспортной стратегии должно стать наращивание и обновление экспортного потенциала страны за счет наукоемких изделий и услуг.[9]

Далее следует повысить роль государства в развитии и осуществлении  внешнеэкономических связей, в первую очередь более оперативного и  эффективного использования тарифных и нетарифных методов в их регулировании.

Важно поддерживать политику увеличения таможенных пошлин на необработанные сырьевые товары по сравнению с обработанными. Необходимо дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле. Огромные потери (около 5 млрд. долл. в год) валютной выручки наша страна несёт вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми. Следовало бы также ввести для участников внешнеэкономических связей специальную лицензионную систему, позволяющую усилить контроль государства за эффективностью внешнеэкономических связей и их соответствием общенациональным интересам.

Один из императивов облагораживания  структуры экспорта и наращивания  объёма валютных поступлений на базе имеющихся экспортных ресурсов - радикальное  повышение степени переработки  сырья и увеличение доли вывозимых  полуфабрикатов и готовых изделий (концентратов, качественного проката, труб и окатышей вместо руд, чугуна и ферросплавов; нефтепродуктов и  продукции нефтехимии вместо сырой  нефти; газохимической продукции вместо сырого газа; фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели вместо круглого леса и пиломатериалов; одежды и белья вместо сырья и тканей; и т.д.).

Учитывая мировую практику и используя опыт развитых стран, российское Правительство уделяет  большое внимание поддержке национальных экспортеров, продвижению на внешний  рынок отечественной высокотехнологичной  промышленной продукции, используя  как административные, так и финансовые инструменты.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2011-2013 гг.) предусмотрено  создание системы государственной  поддержки экспорта отечественной  продукции с учетом предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию, которое проводится как путем  совершенствования действующих  механизмов поддержки экспорта, так  и путем принятия кардинальных решений.

Иными словами, государственная  финансовая поддержка должна быть направлена на стимулирование оптимизации деятельности экспортеров высокотехнологичной  продукции, а не создание им "парниковых" и демпинговых условий работы на мировом рынке.[3]

Одной из перспектив развития внешней торговли России является интеграция России в глобальную транспортную систему  и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Информация о работе Основные направления государственного регулирования внешнеэкономических связей