Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты темы;
проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .
Введение
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива.
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности производства.
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.
Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.
Объектом данного исследования является ИП «Искра»
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на ИП «Искра».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты темы;
- проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
- рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .
Введение
1. Теоретические основы эффективности использования персонала
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия использования персонала
3.Организация использования персонала
3.1. Обеспеченность предприятия персоналом
3.2 Анализ использования персонала
3.3 Производительность труда и уровень оплаты труда
3.4 Организация труда персонала
4. Пути улучшения организации использования персонала
4.1 Определение оптимальной потребности персонала в конкретном подразделении
4.2 Совершенствование разделения и кооперации труда
4.3 Рационализация рабочих процессов и внутрисменного использования рабочего времени
Выводы и предложения
Список литературы
Материалы фотографии, хронометража
и других методов изучения
рабочего времени используют
для выявления недостатков в
организации труда работников
магазина и определения
Все торгово-технологические операции, как известно, делятся на три основные части:
а) операции с товарами до предложения их покупателям;
б) операции непосредственного обслуживания покупателей;
в) дополнительные операции обслуживания покупателей.
Погрузо-разгрузочные работы в осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации, хотя размеры двора позволяют установить даже небольшой кран. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.
После этого производится приемка товара по количеству и качеству.
После приемки товары доставляют в помещение для хранения.
Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.
Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.
Так как в ИП «Искра» имеется очень большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в магазине используются все три варианта схемы технологических процессов:
а)
наиболее сложный вариант
б)
второй вариант технологического процесса
включает хранение товаров, для чего
требуются специальные
в) при третьем варианте товар после количественной и качественной приемки сразу поступает для продажи а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.
На
погрузо-разгрузочных работах (и фасовке
товаров) занято всего 15 % персонала, что
свидетельствует о высокой
В торговом зале продовольственных товаров используется линейная поперечная расстановка оборудования. Она позволяет четка формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
Движение покупателей в торговом зале осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.
При распределении площади между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота их приобретения.
В ИП используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале:
а) в начале пути перед мясным и рыбным отделами расположены фрукты – овощи;
б) мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала;
в) кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий;
г) непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя (на 2 этаже).
Руководство несколько лет назад отказалось от системы самообслуживания, опасаясь высокого уровня хищений. Это сразу привело к падению объема товарооборота. Весь торговый зал супермаркета был разделен на большое количество прилавков, с которых торговали по старому принципу.
Это, а также растущая конкуренция других супермаркетов заставило руководство вернуться на 100 % самообслуживание, но уже на совершенно другой технической базе.
Раньше
ИП «Искра» работал с 9-00 до 19-00 и
в субботу с 10-00 до 19-00, то сейчас работает
с 9-00 до 21-00 и в оба выходные –
с 10-00 до 20-00. То есть время работы магазина
составляют 80 часов в неделю.
4. Пути улучшения организации использования персонала
4.1 Определение оптимальной
потребности персонала
в магазине
В магазине «Искра» численность работников варьируется в зависимости от напряженности труда, а также потока покупателей.
Магазин оборудован тремя кассовыми аппаратами для быстрого обслуживания покупателей и это требует наличие трех продавцов-кассиров в смену, а так как смен две то необходимо 6 продавцов-кассиров.
Магазин разделен на 3 отдела:
-
Вино-водочный и
- Молочный отдел
- Кондитерский отдел
Каждый отдел исходя из напряженности труда имеет следующие количество продавцов.
Вино-водочный и гастрономический отдел требует 2-х продавцов в смену, а так смен 2 то 4-х продавцов
Молочный отдел является отделом самообслуживания и так как молочные изделия имеют небольшой срок хранения, часто завозятся и пользуются повышенным спросом отделу для нормального функционирования необходимо 2 продавца в смену, то есть 4 продавца
Кондитерский отдел также является отделом самообслуживания однако интенсивность труда гораздо меньше чем в молочном то он комплектуется 1-м продавцом в смену. Поэтому в этом отделе 2 продавца.
В магазине существует также такая штатная единица как фасовщик. Фасовщиков 4 человека. Они не закреплены конкретно не за одним отделом.
Также в магазине трудятся:
2 оператора;
2 уборщика
2 грузчика
Административно-
Директор – 1 человек
Бухгалтер – 1 человек
Заведующий – 2 человека
Администратор – 1 человек
Теперь на основе этих данных формируется штатное расписание (табл. 4.1.)
Таблица 4.1.
Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификация | Количество штатных единиц | Тарифная ставка (оклад) пр., руб. | Всего руб. |
Директор | 1 | 12000 | 12000 |
Бухгалтер | 1 | 9000 | 9000 |
Оператор | 2 | 8000 | 16000 |
Заведующий | 2 | 9000 | 18000 |
Администратор | 1 | 10000 | 10000 |
Продавец | 10 | 8000 | 80000 |
Продавец-кассир | 6 | 8000 | 48000 |
Фасовщик | 4 | 7000 | 28000 |
Уборщик | 2 | 3000 | 6000 |
Грузчик | 2 | 5000 | 10000 |
Итого | 31 | 79000 | 237000 |
4.2 Совершенствование разделения и кооперации труда.
Администрацией
ИП «Искра» разработаны
Для обеспечение взаимозаменяемости работников (в частности продавцов) еще на стадии обучение работник проходит стажировку во всех отделах и имеет вполне сносные знания по всему ассортименту товаров представленных в магазине. Эти знания позволяют в ходе торгового процесса перебрасывать продавцов из отдела в отдел в зависимости от загрузки отделов, что обеспечивает сокращение очередей, увеличение пропускной способности магазина и как следствие рост товарооборота.
4.3 Рационализация
рабочих процессов
и внутрисменного
использования рабочего
времени
С
целью рационализации рабочих процессов
и наиболее эффективного использования
персонала магазина с января 2011 года ИП
«Искра» перешло от односменного к полуторасменному
графику работы. Если ранее график работы
продавца был два через два то есть 15 дней
в месяц с рабочим днем 12 часов, то теперь
с нового года рабочий день продавца 8
часов и два выходных дня в неделю по скользящему
графику. Это нововведение позволило сократить
количество торгового персонала на 5%.
К тому же сокращение рабочего дня позволит
работникам меньше уставать а значит повысит
эффективность их работы
Выводы и предложения
Социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует удовлетворение в процессе руководства ожиданий, желаний, потребностей и интересов сотрудников. Кроме того, социальная эффективность имеет два основных измерения: ориентация на работу и ориентация на отношения с другими людьми.
Учитывая различные аспекты управления персоналом, характеристика общей модели эффективности этого рода деятельности должна включать следующие три параметра:
1)
реализацию задач (
В
научной литературе разработан вопрос
об операционализации
1) эффективность результатов деятельности (общая экономическая эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль, рентабельность, производительность, рост оборота, качество удовлетворения спроса);
2) материальная
эффективность производственною процесса
(индикаторы измерения: отклонения от
плана, брак, рекламация, свое
временность поставок, качество продукции);
Список литературы