Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты темы;
проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .
Введение
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива.
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности производства.
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.
Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.
Объектом данного исследования является ИП «Искра»
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на ИП «Искра».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты темы;
- проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
- рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .
Введение
1. Теоретические основы эффективности использования персонала
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия использования персонала
3.Организация использования персонала
3.1. Обеспеченность предприятия персоналом
3.2 Анализ использования персонала
3.3 Производительность труда и уровень оплаты труда
3.4 Организация труда персонала
4. Пути улучшения организации использования персонала
4.1 Определение оптимальной потребности персонала в конкретном подразделении
4.2 Совершенствование разделения и кооперации труда
4.3 Рационализация рабочих процессов и внутрисменного использования рабочего времени
Выводы и предложения
Список литературы
2. объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника. Данный показатель, в отличие от предыдущего, характеризует эффективность деятельности предприятия - сколько прибыли приносит каждый сотрудник, и рассчитывается как величина прибыли до уплаты налогов (прибыль до уплаты налогов используется для нейтрализации изменений в ставках налогов при проведении исторических сопоставлений), разделенная на число сотрудников.
3.
Классическим показателем
К производительным относятся те часы производственных работников, в течение которых они заняты непосредственной деятельностью - изготовлением продукции. Производительными часами не считаются часы, потраченные на профессиональное обучение, простои, занятия по охране труда и т.п.
Показатель на оказания слуг является индикатором производительности основных сотрудников компании; его так же следует рассматривать в исторической динамике или сравнении с конкурентами. Многие организации рассчитывают показатели производимых услуг отдельно по подразделениям и видам продукции, сопоставляя производительность различных участков и производства различных изделий.
В 2010г. затраты производительных часов
составили 414,801.
5. Потерянная
производительность. Этот показатель
рассчитывается
как произведение добавленной стоимости
в час производительного труда да на число
потерянных часов (абсентеизма) производственных
рабочих и показывает, что теряет
организация в виде недополученной стоимости
от неявки сотрудников на рабочее место.
В 2010 году потери рабочего времени производственных
рабочих 74,665 часов, добавленная стоимость
в час составляла 4.91 руб. Общие потери
производительности составили 366,605 руб.
Показатель потерянной производительности
является очень наглядным и убедительным
аргументом, который отдел человеческих
ресурсов может эффективно использовать
в борьбе с абсентеизмом.
Таблица 3. 6.
Показатели
производительности персонала 2008-2010 гг.
(в % к численности)
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Объем реализации на одного сотрудника (тыс. руб.) | 4969 | 5015 | 5034 |
Объем прибыли на одного сотрудника | 0 | 0 | 0 |
Добавленная стоимость за один производительный час | 0 | 0 | 0 |
Количество |
12859 | 13341 | 13087 |
Показатели производительности дают представление о вкладе, который сотрудники организации вносят в достижение стоящих перед целей. Не менее важно детально знать и контролировать другую сторону процесса - во что обходятся организации ее сотрудники. Существует несколько широко используемых сегодня показателей статистики издержек на рабочую силу.
1. общие издержки организации на рабочую силу за период. Каждая компания должна с максимальной точностью знать размер своих расходов на рабочую силу. Как это ни парадоксально, определение общей величины издержек является достаточно сложным делом. Они складываются из множества статей, которые не всегда на первый взгляд связаны с наймом рабочей силы. Основными составляющими издержек на рабочую силу являются:
• базовая заработная плата. Эта категория включает должностные оклады и выплаты по часовым тарифным ставкам;
• переменная заработная плата. К этой категории относятся выплаты рабочим-сдельщикам, комиссионные, аккордная заработная плата;
все виды премиальных выплат, включая премии по итогам года, квартала, месяца, разовые премии за выполнение отдельных заданий;
стоимость социальных льгот, включая взносы организации в страховые фонды, затраты на медицинское обслуживание, бесплатное питание, предоставление бесплатных услуг работникам и т.д.
К данной категории относятся издержки на все льготы как установленные законодательством, так и предоставляемые организацией в дополнение к требованиям закона;
издержки на спецодежду, обувь, оборудование бытовые помещения;
взносы
организации в фонды
издержки организации на уплату налогов на заработную пишу
2. Доля издержек на рабочую силу в объеме реализации. Показатель величины издержек на рабочую силу является абсолютным, поэтому его использование в управленческом анализе и при принятии решений достаточно ограничено. Более информативным является показатель доли издержек на рабочую силу в объеме реализации компании, дающий представление о том, какая часть валовой выручки расходуется на персонал. Этот показатель рассчитывается, как частное от деления общей вели чины издержек на рабочую силу на объем реализации за период.
В 2010г. издержки на рабочую силу составили 1.05 млн. руб. (в ценах 2009 г.), объем реализации 57 млн. руб. Доля издержек на рабочую силу составила 18% объема реализации. Другими словами из каждого заработанного заводом рубля 18 копеек расходовалось на рабочую силу.
Показатель доли издержек на рабочую силу следует анализировать исторической динамике и в сравнении со средними данными по отрасли. Рост этого показателя является негативной тенденцией, поскольку означает сокращение доли средств, которые организация может потратить на покрытие других видов издержек и реализовать в качестве прибыли.
3. издержки на одного сотрудника. Этот показатель рассчитывается путем деления общей величины издержек на рабочую сипу за период на численность сотрудников организации. В 2010 г. издержки на рабочую силу составили 1.05 млн. руб. (в ценах 2009г.) численность сотрудников - 89 чел. Издержки на одного сотрудника - 2,631руб. в год. Показатель издержек на одного сотрудника дает представление о том, во сколько в среднем обходится один сотрудник в течение периода.
4. издержки на один производительный час. Этот показатель, применяемый производственными компаниями, дает представление в том числе и во сколько организации в среднем обходится один час производительного труда с точки зрения расходов на рабочую силу. Он рассчитывается как общие издержки на рабочую силу, деленные на общее число производительных часов за период. В 2010 г. издержки на рабочую силу составили 1.05 млн. руб. (в ценах 2009 г.) и было отработано 418,795 производительных часов. Издержки на один час производительного труда составили 2.5 руб.
Необходимо подчеркнуть, что в данном показателе учитываются все издержки, но только производительные, а не все отработанные часы. Это является отражением того факта, что добавленная стоимость создается только в течение производительных часов, однако из нее покрываются все издержки организации.
Показатель
издержек на один час производительного
труда широко используется не только
для анализа эффективности
3.4 Организация труда персонала
Магазин создавался именно в расчете на большой % системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
При
применении этого метода мелкие предметы
выкладываются насыпью в
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.
Но при этом некоторая часть остальных звеньев торговой цепочки (производители товаров, оптовая торговля, транспорт) работали по старому. Персоналу магазина приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически невыгодно.
К важным факторам повышения
эффективности труда
Рациональная организация труда
работников магазина не
При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.
Под нормами времени понимают
затраты времени на выполнение
определенного объема работы
одним или несколькими
Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.
Норма обслуживания выражается
в количестве единиц
При технико-экономическом
С помощью фотографии рабочего
дня определяют фактические
Путем хронометража