Организация использования персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты темы;
проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .






Введение
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива.
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности производства.
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.
Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.
Объектом данного исследования является ИП «Искра»
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на ИП «Искра».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования использования персонала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты темы;
- проанализировать специфику работы ИП «Искра»;
- рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина .

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы эффективности использования персонала
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия использования персонала
3.Организация использования персонала
3.1. Обеспеченность предприятия персоналом
3.2 Анализ использования персонала
3.3 Производительность труда и уровень оплаты труда
3.4 Организация труда персонала
4. Пути улучшения организации использования персонала
4.1 Определение оптимальной потребности персонала в конкретном подразделении
4.2 Совершенствование разделения и кооперации труда
4.3 Рационализация рабочих процессов и внутрисменного использования рабочего времени
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Однако  альтернативы увязывания систем управления персоналом с целями организации нет, вернее альтернатива это - неэффективное использование человеческих ресурсов, неспособность достичь организационные цели, кризис и умирание организации. Для того чтобы обеспечить требуемое соответствие организации могут использовать следующие приемы и методы:

     • проводить периодические ревизии  существующих систем управления персоналом с точки зрения их соответствия целям  организации (обеспечения требуемого организации производственного поведения). Подобные ревизии необходимо проводить и в случае изменения стратегии развития компании;

     • привлекать сотрудников службы управления человеческими ресурсами к разработке и пересмотру стратегических краткосрочных планов организации. Подробно информировать отдел человеческих ресурсов о целях организации и прогрессе в их реализации;

     обеспечить  постоянное участие высшего руководства  организации в разработке и пересмотре систем управления персоналом:

     оценивать (включая материальное вознаграждение) работу отдела человеческих ресурсов по результатам работы организации (степени достижения организационных целей). 
 

     2.Организационно-экономическая  характеристика предприятия  использования персонала

     ИП  «Искра» начала свою деятельность в 2005 году с открытия магазина розничной  торговли продуктами питания по адресу ул. М. Ломоносова, 5  Данное предприятие было оформлено, как индивидуальный предприниматель и существует под таким названием до настоящего времени. Ассортимент товаров был узкий и неглубокий, его составляли товары бакалейной группы, торговля велась через прилавок. В 2006 году было открыто еще два отдела площадью по 50 кв..

     В магазине в 2006 году была введена торговля методом самообслуживания, что повлекло за собой значительный рост выручки.   Свою миссию компания видит в создании ценностей для покупателей и в постоянном совершенствовании своей работы. Метод торговли -самообслуживание, что обеспечивает удобство для покупателей при совершении покупок. Для постоянного поддержания высокого качества обслуживания необходим квалифицированный персонал, поэтому ИП «Искра» серьезно подходит к подбору кадров и поддержанию корпоративной культуры. Т.к. видит своей основной целью постоянное совершенствование своей работы, сотрудники регулярно повышают свою квалификацию на основе разработанной программы. Все это имеет целью обеспечить   обслуживание   покупателей   на   высоком   профессиональном уровне.

     ИИ  «Искра» работает в низком ценовом  сегменте, т.к. стремится быть доступной  для всех категорий населения. Постоянное поддержание низких цен осуществляется за счет эффективной системы логистики, совершенствования организации торговли, что позволяет в значительной степени снижать издержки.

     В магазине приемка товаров осуществляется только из грузовых машин, имеющих гидроборт, т.к. используются механические устройства для разгрузки. Также с целью снижения издержек в магазине отсутствуют места для хранения товаров, и вся доставленная продукция вывозится на поддонах в торговый зал, где впоследствии либо выкладывается на стеллажи, либо (если это специальное предложение) остается на паллетах.

     Ассортимент товаров, представленных в магазине ИП «Искра» включает около 5 тысяч  наименований в торговых точках с  площадью торгового зала 450 кв.м. Постоянно  проводятся мероприятия по оптимизации ассортимента с целью соблюдения баланса между количеством ассортиментных позиций и удобством покупателя. Основная концепция при управлении ассортиментом заключается в том, чтобы покупатель мог, придя в магазин, найти все необходимое, затратив на это минимум времени и средств. Экономия времени на выбор и совершение покупки в современном мире является важной задачей, поэтому в торговых залах обеспечено расположение товарных групп и указателей таким образом, чтобы покупатель мог быстро найти интересующие его товары. В декабре 2006 года была введена система автоматизированного управления процессами торговли, которая позволила также значительно сократить время, затрачиваемое покупателем на расчетные операции.

     Рынок розничной торговли продовольственными товарами В.Новгорода в настоящее время имеет низкий уровень организации. Большую часть его составляют продовольственные рынки, а также павильоны и киоски. Остальная часть рынка представлена продовольственными магазинами, часть которых объединена в торговые сети. Практически все торговые сети созданы компаниями производителями продовольственных товаров: ТС «Адепт» и ТС «Тимур» -производство колбасных изделий, ТС «Алкон - опт» - производство виноводочных изделий, ТС «Новгородхлеб» - производство хлебобулочных изделий, ТС Облпотребсоюза - многочисленные предприятия пищевой отрасли. Эти торговые сети являются самыми крупными по числу магазинов и стараются использовать прежде всего преимущества производителя. Торговля организована в основном традиционным способом (через прилавок), хотя каждая сеть имеет в своем составе магазины самообслуживания. К сожалению, цены в магазинах названных торговых сетей остаются выше, чем на продовольственных рынках, что заставляет значительную часть населения выбирать именно рынки для совершения покупок. Этому способствует низкая покупательская способность населения (в настоящее время средняя заработная плата составляет, по разным оценкам, от 7 до 8 тыс. рублей в месяц). Емкость продовольственного рынка В.Новгорода, составляет 300...350 млн. руб. в месяц. Доля ИП «Искра» в настоящее время составляет 5-7%.

     Основной  целью своей работы ИП «Искра»  ставит удобство для покупателей  при достаточно низких ценах на товары и качественном обслуживании, что  очень близко к дискаунтной стратегии. Среди основных конкурентов нет предприятий, работающих в низком ценовом сегменте, практически все устанавливают одинаковые цены. Это обусловлено прежде всего ненасыщенностью рынка и отсутствием острой конкуренции. Все это позволяет сделать вывод о том, что у ИП «Искра» нет достаточно сильных конкурентов в той стратегии, которую она реализует.

     Для предприятия со среднесписочной  численностью работающих 40 человек  линейно-функциональная структура  является вполне приемлемой и обеспечивает управляемость предприятием и взаимодействие структурных подразделений.

     Сформированная  на предприятии линейно-функциональная структура основана на тесном взаимодействии линейных и функциональных связей в  аппарате управления. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья управления призваны принимать решение и руководить, а функциональные - консультировать, информировать, координировать и планировать. При этом связи «руководитель - подчиненный» строятся по иерархической линии таким образом, чтобы каждый работник был подотчетный только одному человеку. Руководители функциональных служб осуществляют свое влияние на производственные и управленческие процессы, формально не имея распорядительных прав.

     Главные особенности линейно-функциональной структуры:

         - глубокая регламентация должностных  требований, прав, обязанностей по  выполнению частичных задач и  функций;

         -  централизованное принятие  решений;

          - преимущественно вертикальные  потоки директивной информации.

     Учитывая, что структурные подразделы взаимосвязанные  в процессе производства готовой  продукции и сбыта, то линейно-функциональная структура обеспечивает четкость взаимодействия структурных подразделений.

     Руководство текущей деятельностью предприятие возложено на генерального директора.

     Большое значение в деятельности предприятия  играет административно-управленческий персонал, который в ООО « Торговая сеть Квартал»   состоит из директора  по финансам и контролю, директора, менеджера по продажам главного бухгалтера, главного инженера. От организации их работы зависит успех деятельности предприятия в условиях твердой конкуренции, которая существует в сфере производства продуктов питания.

       В торговых предприятиях организация  управления производственными подразделами строится по территориально - производственному признаку. В связи с этим для руководства ими создается аппарат управления, во главе которого стоит единоначальник (директор магазина).

     Структура аппарата управления предприятием охватывает совокупность определенных звеньев управленческого аппарата и отображает их взаимосвязь. В составе управления  создаются определенные отделы, которые выполняют соответствующие управленческие функции. Их обязанности определенные с учетом функциональных важнейших направлений в управлении. Все, что связано непосредственно с управлением производством находится в ведении главного инженера. Управление решением экономических вопросов осуществляется главным бухгалтером. Следующее направление в управлении связанное с выполнением функции по материально-техническому снабжению, маркетингу.

     Непосредственно директору подчинены администратор, заведующий, так как решение вопросов, которые относятся к их компетенции, не могут быть передоверены другим линейным руководителям, поскольку является непосредственной обязанностью директора.

     Структура аппарата управления непосредственно  торгового зала более простая, и  характеризуется прямым подчинением.

     Бухгалтерия организует учет материальных  средств, контролирует их расход, производит расчет и выплату ЗП, а также денежные расчеты с другими предприятиями.

     Недостатки  линейного руководства на предприятии  призваны решать функциональные службы и отделы, которые находятся в  подчинении соответствующих заместителей (директоров) генерального директора. Эти подразделения не только выполняют определенные творческие и технические функции по подготовке решений, но их руководители наделяются и некоторыми правами руководства большими участками хозяйственной деятельности. На этой основе работает такое подразделение предприятия  как бухгалтерия. Функциональная специализация аппарата управления позволяет значительно повысить его эффективность. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в выполнении всех функций управления, появляется аппарат специалистов, компетентных в своей области, которые имеют свой штат, ответственных за порученный участок деятельности. 
 
 

     3.Организация  использования персонала

      
3.1. Обеспеченность  предприятия персоналом

     Каждая  организация использует собственные  показатели, отражающие специфику ее деятельности и традиции. Ниже приводятся наиболее общие и распространенные показатели статистики человеческих ресурсов.

     Структура и динамика рабочей силы магазина «Искра»

     Таблица 3.1.

     Структура рабочей силы по категориям занятых 

     Категории занятых      2008      2009      2010
     Производственный  персонал (продавцы и кассиры)      16      16      15
     Непроизводственный  персонал (фасовщики, бухгалтера, операторы)      7      7      7
     Административный  персонал  (директор, администратор, заведующий)      4      4      4
     МОП (грузчики и уборщики)      4      4      4
     Итого      31      31      30
 
            2005      2006      2007
     Производственный  персонал на одного непроизводственного      51%      51%      50%
     Производственный  персонал на одного административного      23%      23%      24%
     Доля административного  персонала в общем количестве персонала      13%      13%      13%
     МОП (грузчики и уборщики)      13      13      13

Информация о работе Организация использования персонала