Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Структура данной работы: оглавление, введение, три рабочие главы, заключение и список использованной литературы, которая представлена учебными пособиями (авторы Веселовский М.Я., Самсонова И.В. и др.), также использованы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.06 и 31.07.06, статистический сборник по РС(Я) за 2006г., Устав и Отчет АНО РИКЦ АПК РС(Я).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. “Краткая экономическая характеристика состояния АПК РС(Я)”….. 5
Глава II. “Организационные аспекты ИКС АПК”………………………………8
2.1. Сущность организации информационно-консультационной
деятельности………………………………………………………………………8
2.2. Принципы организации ИКС АПК…………………………………………11
2.3. Организационно-правовые формы ИКЦ…………………………………... 15
Глава III. Республиканский ИКЦ АПК РС(Я)………………………………….. 18
3.1. Становление информационно-консультационного центра……………….. 18
3.2. Современное состояние информационно-консультационной службы
АПК РС(Я)…………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

егор окс.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

   Организационно-экономическая сущность  ИКС исходит из особенностей  сельского хозяйства. Но, несмотря на это, все сельхозтоваропроизводителям нужно получение и пополнение знаний по ведению производства, причем тем больше, чем острее конкурентная среда. Поэтому основополагающим положением, раскрывающим сущность информационно-консультационной деятельности, является работа по оказанию сельхозтоваропроизводителям информационно-консультационных услуг.

   Рассматривая сущность ИКС, следует  обратить внимание и на существующие  проблемы, которые связаны с финансированием.  Ведь в большинстве случаев они являются некоммерческими государственными структурами. К тому же региональные ИКЦ ориентированы на безвозмездные услуги, хотя у многих из них имеется опыт оказания платных услуг.

   В ближайшее время государство  не  в силах обеспечить необходимым  объемом финансовой поддержки. По этой причине намечается тенденция перехода службы на принцип самоокупаемости. Но как показывает опыт зарубежных стран (Нидерланды, Дания, Англия), такой переход требует достаточно продолжительного промежутка времени6.

   Нужно учесть также и финансовое положение сельхозтоваропроизводителей. На сегодняшний день большинство из них не в состоянии оплачивать советы и консультации.

   В организационном плане ИКС  объединяет четыре основные подсистемы: информационную, консультационную, инновационную и образовательную.7

   Информационная представляет собой открытую структуру общего доступа и носит характер информационно-справочной системы с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями управления, рыночными и другими структурами АПК.

   Инновационная включает в себя научные и другие организации, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозтоваропроизводителям в их освоении и предполагает осуществление единой инновационной политики в АПК, формирование банка инновационных разработок, формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности, ускорение процесса освоения инновационных разработок, поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов.

   Консультационная включает структуры АПК, являющиеся объектом консультационного обслуживания по вопросам управления и организации

производства, освоения инновационных разработок и передового производственного  опыта, налогообложения, бизнес-планирования и др.         Образовательная включает в себя аграрные учебные заведения всех уровней, систему дополнительного профессионального образования, центры обучения кадров, обеспечивающие подготовку и повышение квалификации сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, работников органов управления АПК и др. хозяйствующих субъектов.8

   С учетом вышеизложенного организационно-экономическую  сущность можно определить следующим  образом: «это специализированная  трехуровневая иерархическая структура, включающая в себя федеральный, региональный и районный уровни, активно взаимодействующая с научными, вузовскими, рыночными и др. организациями АПК в целях доведения информации и обучения хозяйствующих субъектов практическим навыкам, преимущественно на безвозмездной основе, реализация которых повышает эффективность производства и устойчивость сельских территорий».

   В связи с развитием ИКС  требуется постоянное совершенствование  ее организационно-экономической  структуры согласно изменяющимся  условиям в АПК, а также запросам сельхозтоваропроизводителей. Поэтому служба должна постоянно учитывать в своей работе организационные, экономические и финансовые условия функционирования сельхозтоваропроизводителей, их производственный потенциал, уровень квалификации кадров и другие факторы. 
 

                             2.2. Принципы организации ИКС АПК. 

   Организационные принципы имеют  немаловажное значение в процессе  формирования ИКС. Они устанавливают,  какой в организационном плане должна быть служба и должны определять наиболее принципиальные направления формирования и функционирования ИКС. Их принято подразделять по следующим направлениям: организационные, функциональные, экономические и социальные. Классификация принципов формирования и функционирования ИКС приведена в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1.

Классификация принципов формирования и функционирования ИКС.9

    Принципы  формирования и функционирования информационно –  консультативной  службы
 
Организационные   Функциональные   Экономические   Социальные
  Научная обоснованность создания и функционирования службы

 Обеспечение  структурности и связи между  субъектами службы и сельхозтоваропроизводителями

Участие с/х товаропроизводителей в выработке стратегии развития службы

 Открытость  службы и ее взаимодействие со всей

инфраструктурой АПК

 Создание единого нормативно-правового, инновационного и 

информационного пространства

Гибкость в  работе службы и способность адаптироваться к изменяющимся условиям

  Максимальная  ориентация службы на запросы  с/х товаропроизводителей, а также других субъектов АПК

  Четкое  определение функций службы

  Постоянное  обновление и расширение информа-

ционных ресурсов

   Своевременное и опера-

тивное  предоставление  информационно-консультационных услуг

  Функционирование  наряду с гос. службой альтернативных кооперативных и коммерческих структур

  Развитие  службы как единой гос. системы  и обеспечение ее поддержкой  со стороны государства

   Организация совмес-

ного  финансирования службы за счет средств  федерального и местно-

го бюджетов

  Использование  внебюд-

жетных  источников финансирования

  Ориентация  на пос-

тоянное повышение ре-

зультативности  работы

  Постепенное  расши-

рение платных услуг

  Защищенность  службы от полит. влияния

  Организация  подготов-

ки кадров для службы

 Обеспечение  конфиден-

циальности  предостав-ляемых услуг

  Высокий профессиона-

лизм  работников и повышение их оператив-

ности

  Привлечение  к конс. деятельности работников  научных, образовательных и др. организаций

 

Организационные принципы особенно важны в процессе формирования ИКС. Далее мы постараемся  привести наиболее важные принципы.

   Принцип системности создания и функционирования ИКС обеспечивает выполнение определенных функций и действует на всех уровнях, образуя единое информационно-консультационное пространство определенной отрасли сельского хозяйства. Создание единой интегрированной системы ИКС позволит повысить уровень информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК с учетом взаимодействия потоков информации в целом с АПК. Главное условие единства ИКС – использование современных компьютерных технологий, формирование и систематическое обновление информационных ресурсов, пополнение банков данных и совершенствование их структуры.10

  Принцип структурности и связи всех составных частей и субъектов ИКС означает четкую структурную обоснованность ее на всех уровнях и наличие определенных связей между всеми составными частями.

   Принцип научной обоснованности принятия решений о создании ИКС и созданию условий по ее функционированию является важным – он не допускает принятия неправильных решений при создании и деятельности ИКС.

   Принцип открытости и постоянной связи ИКС с органами управления АПК, научными и образовательными организациями нужен для того, чтобы все сельхозтоваропроизводители знали бы о ее существовании и могли бы воспользоваться ее услугами. Постоянная связь с органами управления АПК также необходима, поскольку служба активно участвует в реализации государственной аграрной политики. Связь с научными организациями важна тем, что, используя их научно-технические разработки, служба в состоянии оперативно доводить до с/х производителей весь объем новых данных о научных достижениях во всех отраслях и сферах производства.

   Принцип обратной связи с сельхозтоваропроизводителями постоянно обеспечивает взаимодействие в процессе производства ИКС и самих с/х производителей.

   Принцип гибкости и способности ИКС адаптироваться к изменяющимся организационно-экономическим условиям агропромышленного производства подразумевает то, что неизменной в организационном плане ИКС не может быть. Она должна находиться в постоянном развитии по мере изменения задач, стоящих перед АПК. И деятельность ИКС будет постоянно меняться по мере возрастания спроса на предоставление услуг, на характер и структуру функций самой службы.

   Функциональные принципы должны четко определять функции деятельности ИКС. 11

   Принцип соблюдения  учета спроса с/х  товаропроизводителей на услуги позволяет приблизить деятельность службы к потребностям с/х товаропроизводителей и обеспечить выполнение ими производственных и экономических задач. Данный принцип может достигаться путем действия принципа обратной связи, а также специально проводимых опросов руководителей и специалистов с/х предприятий о характере таких услуг и организации запросов при планировании деятельности служб.

   Принцип постоянного расширения функций и услуг ИКС связан с необходимостью расширения и усиления ее положительного воздействия на с/х производителей.

   Принцип постоянного обновления информационных ресурсов и совершенствования информационных технологий связан с необходимостью использования современных компьютерных технологий, формирования новых информационных ресурсов, постоянного пополнения баз данных и совершенствования их структуры.

   Экономические принципы обеспечивают успешное функционирование ИКС. Среди них важным является принцип создания условий и постоянной поддержки ИКС государством. Постоянное внимание и поддержка со стороны государства связаны с четким пониманием актуальности развития ИКС АПК. Существуют также принципы использования внебюджетных и других источников для функционирования ИКС, постепенного расширения платных услуг, ориентации на повышение результативности ее деятельности.12

   Социальные принципы функционирования ИКС, среди них самый важный – принцип организации подготовки кадров. Постоянная подготовка кадров для системы ИКС заключается в формировании новой специальности в АПК, организации специального обучения и подготовки специалистов, способных работать в ИКС.13

   Необходимость реализации рассмотренных нами выше принципов не является прерогативой только самой службы. Для их эффективного применения необходима целенаправленная работа органов управления АПК всех уровней по оказанию содействия в реализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    2.3. Организационно – правовые формы ИКЦ. 

   Правильный выбор организационно – правовой формы ИКЦ предопределяет эффективность работы ИКС. В данный момент существует множество форм ИКЦ (см. табл. 2.).

Информация о работе Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)