Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Структура данной работы: оглавление, введение, три рабочие главы, заключение и список использованной литературы, которая представлена учебными пособиями (авторы Веселовский М.Я., Самсонова И.В. и др.), также использованы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.06 и 31.07.06, статистический сборник по РС(Я) за 2006г., Устав и Отчет АНО РИКЦ АПК РС(Я).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. “Краткая экономическая характеристика состояния АПК РС(Я)”….. 5
Глава II. “Организационные аспекты ИКС АПК”………………………………8
2.1. Сущность организации информационно-консультационной
деятельности………………………………………………………………………8
2.2. Принципы организации ИКС АПК…………………………………………11
2.3. Организационно-правовые формы ИКЦ…………………………………... 15
Глава III. Республиканский ИКЦ АПК РС(Я)………………………………….. 18
3.1. Становление информационно-консультационного центра……………….. 18
3.2. Современное состояние информационно-консультационной службы
АПК РС(Я)…………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

егор окс.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.

Организационно  – правовые формы региональных ИКЦ.14

      Региональные  ИКЦ
 
В составе

органов

управления

АПК

  На базе системы  допол- нительного профессионал-ьного  образования специалиств    
 
   ГУП
   
Некомм.

органи-

зации

   
Государ.

учреж-

дения

   
В составе 

ВУЗов

   
В составе 

НИИ

  

Создание  ИКЦ в структуре или при  органах управления АПК на начальном  этапе характеризовалось наличием кадрового состава с большим  опытом организационной работы в  сельском хозяйстве, глубоким знанием проблем в отрасли на местах. Также имелась возможность для более полного и оперативного принятия решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно – консультационной деятельности.

   Но существуют и недостатки  этой формы, а именно отсутствие  юридической и финансовой самостоятельности, отвлечение на выполнение работ, не свойственных новой службе, а также полная их зависимость от этих органов. Кроме того, эта форма не позволяет осуществлять коммерческую деятельность, а следовательно, функционирование центра будет напрямую зависеть от бюджетного финансирования.

   Второй организационно – правовой  формой являются ИКЦ в виде  ГУП и государственных учреждений. К преимуществам этой формы  можно отнести юридическую самостоятельность,  свободу действий в коммерческой  деятельности, возможность самим принимать решения. Но вместе с тем, имеются недостатки – высокое налоговое бремя, включая НДС, налоги на прибыль, оплату труда и спонсорские перечисления. Есть также зависимость от местного бюджета.

   Следующая организационно – правовая  форма – ИКЦ, сформированные на базе системы дополнительного профессионального образования специалистов. Создание ИКЦ при академиях и институтах повышения квалификации имеет преимущества для распространения инноваций и реализации общеобразовательных программ.

   Общее преимущество этой формы ИКЦ – налоговые льготы для учебных заведений, в составе которых они функционируют.

   Более результативной представляется форма взаимодействия ИКС с вузовскими организациями. Она заключается в привлечении наиболее квалифицированной части профессорско-преподавательского состава вузов к разработке и освоению в производстве отдельных инновационных проектов, проведению опытно-демонстрационных мероприятий, подключению к консультационной деятельности.15

   В последнее время все большее  распространение получили ИКЦ в форме фонда и автономной некоммерческой организации. Преимущество этой формы в том, что в составе ее высшего органа управления представлены региональные администраторы, ученые и специалисты вуза, представители с/х производителей, т.е. все основные субъекты АПК региона.

   Вместе с тем деятельность  фонда сильно зависит от бюджетных  средств. Другой недостаток – сравнительно большие налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату.

   Особое внимание следует уделить  и вопросу выбора организационно – правовых форм ИКЦ на районном уровне. Более приемлемым кажется создание филиалов или представительств региональных ИКЦ без наделения их правами юридического лица и возложением на них обязанностей по обслуживанию нескольких районов.

   Таким образом, можно сделать  вывод, что при создании ИКЦ  нужно крайне осторожно подойти  к выбору их организационно-правовой  формы. Необходимо рассматривать  все преимущества и недостатки  каждой из рассмотренных форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Республиканский информационно-консультационный центр Республики Саха (Якутия). 

3.1. Становление информационно-консультационной  службы АПК РС(Я). 

   Информационно-консультационная служба  АПК РС(Я) была создана для  поддержки аграрной политики. Она  была образована в форме государственного учреждения. На начальном этапе ее становления базой послужило государственное унитарное учреждение «Агроинформ», которое образовано на основании приказа МСХиЗ РС(Я) №326 от 23.09.1998 г (в настоящее время оно ликвидировано). Основной деятельностью предприятия являлось издание книжной и полиграфической продукции для Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).16

   Государственное учреждение «Информационно-консультационная  служба при Министерстве сельского  хозяйства и заготовок Республики Саха(Якутия)» являлось головным региональным информационно-консультационным центром. Материально-техническая помощь службе была оказана ТАСИС. Данный проект назывался FDRUS 9802 «Центральная память – ИЦП», но его полная реализация была приостановлена в связи с сокращением бюджета.

   Одновременно с организацией  головного центра происходило  формирование сети. Подразделения  ИКС представляет собой пункты, организованные на базе районных  управлений сельского хозяйства.  Структура ИКС МСХиЗ РС(Я) представлена на следующем рисунке (см. рис 1).17

   На региональном уровне поддерживались  связи с Якутским научно-исследовательским  институтом сельского хозяйства,  Якутской государственной сельскохозяйственной  академией, Национальной библиотекой  РС(Я), правительственными организациями, СМИ. ИКС функционировала как часть единой системы сельскохозяйственных знаний и информации. Были подписаны соглашения с 17 районными администрациями о сотрудничестве в области информационно-консультационного обслуживания с созданием информационно-консультационных пунктов. 

                    Рис. 1. Организационная структура ИКС МСХиЗ РС(Я).

        Директор 
                  ГУП

        «Агроинформ»

               Зам. директора по ИКС  
        Главный бухгалтер

                                                              

    Отдел отраслевого

    консультиро-

    вания

      Отдел по

    развитию

    информа-

    ционных

    технологий

      Отдел по

    связи с обществен-

    ностью и работе со СМИ

       
     
    Бухгалтерия

      

      

            Районные

      информационно-консультационные

      пункты

 

 Пункты  были оснащены компьютерной техникой  на основании предоставленного  беспроцентного кредита по линии  министерства. Специалисты по информационно-консультационному  обслуживанию были подобраны из состава аппарата районной администрации.

   ИКС МСХиЗ РС(Я) проводил деятельность  по следующим направлениям: отраслевое  консультирование, информирование, обучение. За период функционирования службы  был разработан официальный сайт  Министерства и ИКС МСХиЗ РС(Я) в Интернет-среде, база данных по основным экономическим показателям сельского хозяйства «Наслеги РС(Я)» на 1999-2000гг. были заключены соглашения с Департаментом печати и по работе со СМИ РС(Я) и ГУ Национальной библиотекой РС(Я) о распространении сельскохозяйственной информации. Были проведены 12 полевых консультаций на местах сотрудниками регионального центра по экономическим, юридическим и отраслевым вопросам. Службой были устроены сертифицированные курсы повышения квалификации сотрудников ИКС.

   Изменения в управлении АПК  в 2001 году затронули ИКС АПК  республики. В результате реорганизации  была образована новая структура  управления ИКС, которой были  переданы функции и имущество  ИКС МСХиЗ РС(Я). ГУП «ИТЦ АПК  РС(Я)» совместно с Агроинформом обязались проводить политику по информационно-консультационному обслуживанию сельских товаропроизводителей. Структура управления ИТЦ АПК представлена на рисунке 2.18 Основным направлением деятельности ИТЦ АПК является расширение инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК; целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в отдаленных пунктах.

   Услуги, предоставляемые предприятием, подразделены на платные и безвозмездные. К платным относятся услуги по инженерно-техническим вопросам(создание корпоративной сети, внедрение и обучение 1С и прочие). На бесплатные услуги составляют акты приема-сдачи, впоследствии определяется годовая потребность в информационно-консультационных услугах, затем субсидируются с бюджета.

   Исследование особенностей республики  невозможно без четкого определения  отличительных признаков. Перечень  конкретных показателей, по которым  отличаются друг от друга регионы  России, достаточно велик. Кроме территориальных параметров, они существенно отличаются по структуре землепользования, особенностям климата, качеству почвенного покрова рельефу местности, наличию водных ресурсов и другим показателям,  связанных с особенностями природных условий. Отличие также составляют экономическое положение, плотность населения, демографические показатели, наличие транспортных и телекоммуникационных сетей и другие.

    Для характеристики сельского  хозяйства любого региона необходимо  максимально выявить его основные отличительные особенности.

      К таким особенностям отнести  наличие земельных угодий и  их структуру, обеспеченность  материально-техническими средствами, ресурсами и кадрами и другими  основными средствами производства, уровень и структуру сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств, многолетние показатели урожайности сельхозкультур, поголовье животных и продуктивность животноводства, наличие различных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, основные показатели результатов деятельности сельхозпредприятий.

    Также полная информация о  сложившихся организационно-экономических  условиях производства отдельных  регионов необходима для научного  обоснования формирования ИКС.  Как свидетельствует практика, несмотря  на то, что цели и задачи службы едины для всех регионов, особенности ее формирования в разных регионах могут существенно отличаться.

     Формирование ИКС самым тесным  образом связано с особенностями  природно-климатических условий  региона и структурой производства в нем и зависит от всех отраслей и сфер производства, организационно-экономического, технического и технологического уровней развития региона. Следовательно, в зависимости от этого и должны формироваться структура, функции и ставится задачи ИКС конкретного региона.

    Важную роль при формировании  ИКС имеет наличие научно-технического  потенциала в регионе, включая  степень развития инновационной  деятельности, количество научных  и образовательных учреждений, степень  их оснащенности материально-техническими ресурсами и кадрами, а также возможность и готовность их принять участие в формировании и деятельности службы.

Информация о работе Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)