Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Структура данной работы: оглавление, введение, три рабочие главы, заключение и список использованной литературы, которая представлена учебными пособиями (авторы Веселовский М.Я., Самсонова И.В. и др.), также использованы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.06 и 31.07.06, статистический сборник по РС(Я) за 2006г., Устав и Отчет АНО РИКЦ АПК РС(Я).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. “Краткая экономическая характеристика состояния АПК РС(Я)”….. 5
Глава II. “Организационные аспекты ИКС АПК”………………………………8
2.1. Сущность организации информационно-консультационной
деятельности………………………………………………………………………8
2.2. Принципы организации ИКС АПК…………………………………………11
2.3. Организационно-правовые формы ИКЦ…………………………………... 15
Глава III. Республиканский ИКЦ АПК РС(Я)………………………………….. 18
3.1. Становление информационно-консультационного центра……………….. 18
3.2. Современное состояние информационно-консультационной службы
АПК РС(Я)…………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

егор окс.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО

Якутская  Государственная Сельскохозяйственная Академия

Экономический факультет

Кафедра «Управления и кооперации АПК» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Организация консультативной службы» 

на тему: «Организация  информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)» 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнил: ст. 6 курса Э-06 З\О

                                                                           Прокопьев Егор Михайлович

                                                                                Проверила: к.э.н., доцент

                                                                                кафедры «Управления и                  

                                                                                кооперации АПК» 

                                                                                Павлова М.Б.  
 
 
 
 

Якутск, 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………………..3

Глава I. “Краткая экономическая характеристика состояния АПК РС(Я)”….. 5

Глава II. “Организационные аспекты ИКС АПК”………………………………8

2.1. Сущность организации информационно-консультационной

 деятельности………………………………………………………………………8

2.2. Принципы организации ИКС АПК…………………………………………11

2.3. Организационно-правовые формы ИКЦ…………………………………... 15

Глава III. Республиканский ИКЦ АПК РС(Я)………………………………….. 18

3.1. Становление  информационно-консультационного центра……………….. 18

3.2. Современное  состояние информационно-консультационной службы

АПК РС(Я)…………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….. 30

Список  использованной литературы……………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         ВВЕДЕНИЕ. 

   Становление информационно – консультационной службы АПК как в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия) было процессом значимым в отношении поддержки сельхозтоваропроизводителей. И потому, по ходу данного процесса имелось много проблем, которые требовали конкретного разрешения. Действительно, в первые годы становления ИКС все усилия были направлены на решение организационных проблем и формирование определенного круга сельхозтоваропроизводителей, как будущих пользователей услуг службы. По этой причине мы решили рассмотреть в нашей работе организационные аспекты информационно – консультационной службы АПК на примере крупнейшего региона Дальнего Востока, как Республика Саха(Якутия).

   В настоящее время устанавливается некое равновесие, баланс, позволяющий агропроизводство “отойти” от затянувшегося аграрного кризиса, и дающий ему “встать на ноги”. Но стоит заметить, что до сих пор этот процесс тормозится из-за недостаточного инвестирования АПК, низкого уровня государственной поддержки, достаточно слабой материально – технической базой, диспаритета цен на сельхоз и промышленную продукцию и еще мн. др.

   Значимость информационно – консультационной  службы определяется  тем, что  в данный момент сельхозтоваропроизводители  испытывают потребность в информации, которая имеет свойство быстрого изменения и обновления. При существующей тенденции, которое диктует нам мировое сообщество, сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, выбора и практического использования необходимой инновации и информации. И потому ИКС АПК имеет не последнюю роль в решении вышеизложенных проблем. И именно в этом заключается актуальность выбранной нами темы.

   Объектом нашего исследования  является непосредственно информационно-консультационная  служба АПК Республики Саха (Якутия) и обстоятельства, имеющие определенное значение при организации консультационного процесса.

   Основной целью нашей работы  является рассмотрение и изучение  конкретных аспектов организации  ИКС АПК.

   Для достижения поставленной цели мы предлагаем следующие задачи:

  1. Рассмотрение нынешнего состояния АПК РС(Я), основные его особенности сельскохозяйственного производства.
  2. Изучение организационных аспектов ИКС АПК, а именно определение сущности ИКС АПК, рассмотрение принципов организации ИКС АПК, а также существующих форм информационно – консультационных центров.
  3. Ознакомление с функционирующим на сегодняшний день Республиканской информационно – консультационным центром АПК РС(Я), который был создан в 2006 году.

   Вышеперечисленные задачи сформулированы как главы нашей работы.

 Структура  данной работы: оглавление, введение, три рабочие главы, заключение и список использованной литературы, которая представлена учебными пособиями (авторы Веселовский М.Я., Самсонова И.В. и др.), также использованы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.09.06 и 31.07.06, статистический сборник по РС(Я) за 2006г., Устав и Отчет АНО РИКЦ АПК РС(Я).

  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Краткая экономическая  характеристика состояния АПК Республики Саха (Якутия). 

      Сельское хозяйство – центральное звено АПК, основа материального благосостояния населения и продовольственной безопасности субъекта. Основной задачей агропромышленного производства является обеспечение населения республики продуктами питания за счет местного производства свежими, малотранспортабельными и др. с/х продуктами1.

   В развитии АПК республики  необходимо учитывать отличительные  особенности с/х производства на Севере, к которым относятся:

- природно–климатические  условия, большая амплитуда годовой цикличности погодных условий даже в пределах одного улуса;

- резко выраженная сезонность с/х производства и его зависимость от природы;

- большая  территория, охватывающая различные  растительные зоны;

- сложная  транспортная система, т.е. возможность завоза грузов только в период навигации или, наоборот, только зимней дорогой;

- несмотря  на большую территорию, существует  ограниченность плодородных и  посевных площадей;

- диспаритет  цен между продукцией сельского  хозяйства и средствами производства этой продукции;

- отсутствие  собственных оборотных средств  у предприятий АПК;

- отсутствие  финансового капитала для участия  в производстве и инвестициях  АПК;

- формирование  сельского хозяйства, специализирующегося в основном на удовлетворении минимально необходимых потребностей населения в свежих натуральных продуктах питания (молоко, мясо, картофель, овощи, яйца);

- большой  удельный вес в производстве  с/х продукции ЛПХ граждан;

- высокие  издержки производства продукции  сельского хозяйства и в связи с этим, неконкурентоспособность с/х производителей Севера с хозяйствами средней полосы и юга России;

- зависимость  производства продукции животноводства  от поставок и конъюнктуры  рынка концентрированных кормов;

 - необходимость привлечения единовременно больших сумм на сезонные производственные нужды;

- повышенный  риск инвестирования в с/х производство  и низкая в связи с этим  заинтересованность частного капитала  в его развитии при отсутствии  гарантий риска2.

   Вся территория РС(Я) составляет  308352,3 тыс. га или 3083,5 тыс. кв. км, в т.ч. земли с/х назначения, общей площадью 67947,6 тыс. га, что составляет 22,03 % от всей площади республики. Процент годности от общей площади земель с/х назначения составляет 1,3% или 865,7 тыс. га.

   В Республике, в отличие от Сибири и Дальнего Востока, больше развито животноводство. Разведение КРС и лошадей в основном сконцентрировано в центральной части, а оленеводство – на севере.

   Известно, что со времен реформирования  численность сельскохозяйственных  животных резко сократилась. Это в свою очередь повлияло на объем валовой продукции сельского хозяйства.

   В последнее время наметилась  тенденция реорганизации, расформирования  и ликвидации сельскохозяйственных  предприятий и организаций. В  государственном секторе производство идет на спад, в то время как в частном секторе наметилась тенденция роста производства.

   В последнее время у нас  в республике растет число  платных услуг, включая и услуги  ИКЦ РС(Я). По данным Министерства  по делам предпринимательства,  туризма и развития занятости населения на сегодняшний день на территории Якутии производится 16% всех платных услуг, которые предоставляются гражданам на всей территории Дальневосточного федерального округа. В денежном выражении это составляет 25,6 млрд рублей. Почти 40% всех предоставляемых услуг приходится на долю субъектов малого предпринимательства.

     Огромный  процент приходится на долю транспорта - 32,7%, но здесь работает значительное количество предприятий, больших и  маленьких. В информации министерства также отмечается, что почти во всех отраслях наметился рост цен на услуги3. 

                      

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организационные  аспекты ИКС АПК. 

     2.1. Организационно-экономическая сущность ИКС АПК. 

  Четкое представление о необходимости организации ИКС дает толчок к определенному направлению развития. Заметим, что правильная организация ИКС в аграрном секторе имеет немаловажное значение в рыночной экономике.

   Для начала определимся с тем,  что собой представляет служба консультирования сельхозтоваропроизводителей. Наиболее четкую и понятную трактовку дали А.В. Ван Ден Бан и Х.С. Хокинс: «Сельскохозяйственная служба консультирования – это сознательная передача информации с целью помочь людям формировать здравое мнение и принимать правильные решения». Сказанное предполагает не столько передачу идей, навыков, знаний, советов и информации, сколько оказание практической помощи по их применению в производстве4.

   К настоящему времени структура ИКС имеет три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный).

   Федеральный уровень отвечает  задачам поддержания жизнеспособности  системы обслуживания АПК. Региональный  же уровень направлен на разработку  и реализацию инновационно-инвестиционных  проектов  и программ.

   Свою организационно-экономическую  специфику имеет районный уровень  структуры ИКС. Они создаются в виде территориальных структурных подразделений регионального ИКЦ5.

Информация о работе Организация информационно-консультационной службы АПК на примере Республики Саха (Якутия)